О введении чрезвычайного положения в Дагестане Заявление правозащитного центра «Мемориал»

На территории Республики Дагестан уже больше месяца продолжаются боевые действия. В боях участвуют не только силы и специальные отряды МВД, но также части внутренних войск МВД и российской армии, включая военно-воздушные силы. В зонах боевых действий и на прилегающих территориях вводятся ограничения прав граждан на свободу передвижения и выбора места жительства, свободу поиска, получения и распространения информации и т.п. В ряде населенных пунктов был введен комендантский час. Подобные меры, согласно российскому законодательству, могут вводиться лишь в условиях объявленного чрезвычайного положения. Тем не менее, федеральные власти не предпринимают никаких усилий для введения ситуации в правовые рамки. И Президент, и глава правительства, и министр юстиции заявляют о неготовности и нежелании рассматривать вопрос о введении чрезвычайного положения.

Понятно, что столь нигилистское отношение властей к правовым основам российского государства обусловлено политическими причинами. Представители самых различных политических сил почему-то уверены, что введение чрезвычайного положения в Дагестане означает отмену выборов в Российской Федерации в целом и никакой иной цели иметь не может. Понятно, почему депутаты и лидеры многочисленных партий и движений в преддверии предстоящих выборов пугаются самого этого словосочетания. Но почему исполнительная власть столь охотно идет им навстречу?

Очевидно, что режим чрезвычайного положения призван не только повышать полномочия исполнительной власти, но и соразмерно усиливать контроль за использованием этих полномочий. Именно этого и не желает исполнительная власть, предпочитая приучать страну к тому, что в разных регионах России беззаконно, явочным порядком вводится режим чрезвычайщины.

Не в первый раз федеральное руководство отказывается вводить чрезвычайное положение в тех ситуациях, когда ПОЛОЖЕНИЕ действительно уже ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ. Так было в течение 20 месяцев войны в Чечне. То же происходило весной и летом этого года в приграничном с Чечней Курском районе Ставропольского края. Тогда все возраставшая напряженность требовала, с одной стороны, принять экстраординарные меры, а с другой – ввести в рамки закона самодеятельность местных властей, и правовой режим ЧП в районе решал бы обе эти проблемы. В ответ на подобные предложения В.В. Путин – в то время еще секретарь Совета Безопасности и председатель Федеральной службы безопасности – отрицал саму возможность ЗАКОННОГО введения режима чрезвычайного положения. ФСБ указывала на «отсутствие федерального конституционного закона», регламентирующего вопросы, связанные с введением чрезвычайного положения. Действительно, принятый в 1991 г. Закон РФ «О чрезвычайном положении» предусматривает утверждение введения такого режима где–либо на территории России палатами Верховного Совета РФ, что после октября 1993 г. стало невозможно. Однако этот закон неоднократно применялся в 1993–1995 гг. в зоне осетино–ингушского конфликта – там ЧП неоднократно продлевалось указами Президента РФ, утверждавшимися Советом Федерации РФ. Однако В.В. Путин вместо повторения подобной практики по отношению к регионам, граничащим с Чечней, предлагает принять новый закон о чрезвычайном положении. Действительно, такой законопроект внесен правительством в Думу еще в 1997 г. В нем предлагается предоставить органам исполнительной власти дополнительные полномочия, значительно снижая при этом возможности контроля за их использованием. Тем самым правительство ставит страну перед дилеммой – либо беззаконное введение элементов чрезвычайного положения, либо законодательное оформление бесконтрольности исполнительной власти в условиях такого положения.

В то же время Государственная Дума пошла по другому, еще более опасному пути. Принятый 21 июня 1999 г. в первом чтении федеральный Закон «О дополнительных мерах по обеспечению общественной безопасности в Ставропольском крае» предоставляет краевым властям фактически неограниченные возможности для самостоятельного введения на территории края широкого спектра элементов чрезвычайного положения и значительного ограничения прав и свобод граждан. Такой переход полномочий от федеральной власти к краевой противоречит Конституции и ведет к распаду России как единого государства. Одновременно Дума пошла навстречу опасным требованиям создания в Ставропольском крае вооруженных формирований из гражданских лиц.

Теперь все то же, но в гораздо больших масштабах, происходит в Дагестане, причем без какого-либо правового оформления. И обе ветви власти – исполнительная и законодательная – готовы мириться с подобным положением вещей.

Мы призываем общественность России осознать, что ползучая чрезвычайщина представляет для страны и для честных выборов значительно большую угрозу, чем легитимное введение в некоторых регионах чрезвычайного положения согласно законодательству, под контролем Совета Федерации.

Мы требуем от Президента России немедленного введения режима чрезвычайного положения согласно нормам российского законодательства в тех районах Дагестана, где велись или ведутся боевые действия, а также в Курском районе Ставропольского края.

 

13.09.99г.

 

 

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.