После конкурса

В ноябре минувшего года состоялся Экспертный Совет по результатам объявленного ранее Институтом «Открытое общество» в рамках программы «Гражданское общество» всероссийского конкурса «Уроки прошлого». Пришла пора поздравлять победителей и подводить итоги. Симптоматично, что приблизительно четвертая часть поступивших на конкурс проектов исходила от «мемориальских» организаций, а подавляющая часть поддержанных проектов так или иначе связаны с «мемориальской» тематикой.

Дальний Восток, Якутия, Забайкалье, основные регионы Сибири, Урал, среднее и нижнее Поволжье, Калмыкия, Северный Кавказ, вся европейская Россия – до Калининграда и Кольского полуострова включительно – так выглядит перечень регионов, в которых живут авторы проектов. При этом некоторые области – Иркутская и Омская (по 5 проектов) догнали традиционно высокий рейтинг Екатеринбурга (5 заявок) и вплотную приблизились к Новосибирску и Петербургу (по 6 проектов). А по совокупности одни только регионы Урала, оказывается, могут на равных соперничать с Москвой. Ни у кого из «мемориальцев» не вызовет удивления активность пермяков, приславших на конкурс 6 проектов, из которых поддержку получили 4. И уж совсем отрадно видеть в числе авторов заявок представителей сельской глубинки и малых городов. Важно также отметить, что 13 из 27 победителей получили грантовую поддержку впервые.

Безусловными фаворитами конкурса, получившими однозначную поддержку проектов в полном объеме со стороны всех экспертов, стали пермский Центр поддержки молодежных демократических инициатив (руководитель проекта – заместитель директора Центра, член правления Пермского отделения «Мемориала» Андрей Суслов), Воронежская городская историко-просветительская организация «Мемориал» (руководитель проекта – председатель правления Вячеслав Битюцкий) и Литературно-художественный музей М. и А.Цветаевых в г. Александрове Владимирской области (руководитель – директор музея Лев Готгельф). Вот как, в сокращенном виде, выглядят краткие описания этих проектов.

Пермь: «Данный проект направлен на распространение гуманистических идей современных российских мыслителей в молодежной среде с помощью создания и развития Сахаровского просветительского центра. Реализация основной цели будет достигаться за счет создания диспетчерской службы, передвижного видеокомплекса и обеспечения функционирования информационно-библиотечного центра. Деятельность Сахаровского просветительского центра будет включать в себя создание коллекции фильмов антитоталитарной направленности, в том числе о А.Д.Сахарове, пополнение фондов информационно-библиотечного центра книгами о сущности и истории тоталитаризма, литературой из сахаровского наследия, разработку и проведение ряда занятий для школьников и студентов, посвященных истории тоталитаризма, жизни и деятельности А.Д.Сахарова и других российских гуманистов, проведение Сахаровских занятий в школах и вузах города Перми...»

Воронеж: «Задача проекта – создание передвижной выставки архивных материалов и фотодокументов «Политические репрессии в Воронежской области. 1920–30-е гг.», отражающих «технологию» и масштабы политических репрессий в Воронеже и районах области... Предусматривается возможность демонстрации выставки в районных музеях, школах и других учреждениях культуры. Проект предполагает разработку методических указаний, учебно-демострационного видеофильма и пояснительных текстов для устроителей выставки и экскурсовода. Проект завершается открытием выставки в г. Воронеже».

Александров: «Конфликт между интеллигенцией и властью в России, зачастую завершавшийся арестом, ссылкой, лагерным сроком, – нашел яркое воплощение в феномене 101 км. Александров – уникальный город, который смело можно назвать «столицей 101 км». Создание постоянно действующей экспозиции и ряда выставок, посвященных жертвам репрессий, выпуск каталогов, буклетов...» В частности, предполагается выпуск материалов о литераторах Б.И.Ярхо и С.П.Боброве, отбывавших ссылку в Александрове.

Необходимо отметить, что получившие поддержку проекты, как правило, не начинаются «с нуля». Их руководители и исполнители уже накопили большой практический опыт. К примеру, воронежские «мемориальцы» проводили выставку «Красный песок Дубровки» по материалам раскопок расстрельных ям в лесу у поселка Дубровка. Под руководством В.Битюцкого регулярно осуществляется архивное выявление и изучение расстрельных дел.

Другая немаловажная особенность выигрышных проектов – это хорошо налаженные и работающие связи с коллегами из других городов, отсутствие региональной замкнутости и самодостаточности. Пермяки поддерживают связи с московским и екатеринбургскими «Мемориалами», музеем А.Д.Сахарова в Нижнем Новгороде и намереваются создавать Сахаровский центр в координации с ними. Цветаевский музей в Александрове, действующий 8 лет, имеет постоянные связи со столичными литературными музеями. У воронежцев существуют традиционные связи с краеведческими музеями в Боброве и Борисоглебске.

Большинство экспертов сочли нужным высказаться о поддержке в полном объеме проектов томского, братского, ухто-печорского и миасского «Мемориалов». Частично поддержан проект по созданию молодежного историко-просветительского клуба при петербургском НИЦ «Мемориал» (руководитель – 24-летний аспирант Санкт-Петербургского университета Андрей Козлов). Что касается проекта «По ком звонит колокол» Комсомольского-на-Амуре отделения «Мемориала» (руководитель – Марина Кузьмина), то в этом случае эксперты решили даже увеличить запрашиваемую финансовую поддержку, поскольку существующая здесь более 10 лет группа «мемориальцев» никогда ранее не получала грантов.

К сожалению, несмотря на высокие оценки экспертов, поддержка не будет оказана абезьскому, красноярскому, новосибирскому «Мемориалам» и ряду родственных структур. Одним – по формальным причинам (отсутствие необходимых реквизитов), другим – из-за нарушений с отчетностью по предыдущим грантам.

Между тем, определенно «мемориальский» характер носит ряд иных поддержанных проектов: Мемориального музея истории политических репрессий и тоталитаризма в СССР «Пермь-36» (проект «Репрессии против поляков и депортированные польские граждане на Урале»), Медвежьегорского городского музея («Сандормох – урочище смерти»), Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме («Отняли список, и негде узнать»), новосибирской культурно-просветительской организации «Дом Польский» («Депортация польских граждан в Западную Сибирь. 1939–1951 гг.»), редакции Книги памяти жертв политических репрессий Омской области («Политические репрессии в Сибири. 1917–1951 гг.»), Омского государственного историко-краеведческого музея («Депортация»), черемшанского мемориального центра в Татарстане («Политические репрессии в сельском районе»).

Поддержка будет оказана и различным «поисковикам» – чувашскому республиканскому поисковому объединению «Алые маки» (проекта «Живи и помни!»), общественному объединению «Новгородский оперативно-поисковый отряд» (проекта «Неоконченная война»). Не вызвала у экспертов сомнений необходимость поддержать проект педагогов школы № 2 (пос. Ильинский Пермской области) по организации школьной поисковой группы для установки Поклонного креста на месте массового захоронения заключенных ИТК № 1. Частично поддержана ведущаяся в течение ряда лет работа Межрегионального благотворительного общественного Фонда содействия созданию музея «Холокост».

Наконец, эксперты сочли возможным оказать грантовую поддержку двум будущим историко-документальным фильмам. Автор первой заявки – руководитель группы «Зеленая Ойкумена» при Пермском отделе Русского географического общества Роман Юшков – задумывает снять фильм-эссе о трагической судьбе уральских старообрядцев. Автор другого проекта – кинодраматург и сценарист Владимир Мотыль – не нуждается в особом представлении. На сей раз создатель популярных «Белого солнца пустыни» и «Звезды пленительного счастья» в содружестве с автором сценариев не менее популярных «Бумбараша» и «Республики Шкид» Евгением Митько работает над сценарием художественно-документально-публицистического фильма «Мученик заблуждения и Праведник истины». В фильме два главных персонажа – многократно репрессированный священник-хирург Войно-Ясенецкий (епископ Лука) и Сергей Киров. Оба героя будущей киноленты – вполне «мемориальские»...

Я.Л.