Александр Валерьевич Кобак



Александр Валерьевич Кобак, историк (Санкт-Петербург)


В начале
задача этого конкурса и его цель виделись мне так. В 2000 году школу оканчивают дети, поступившие туда в 1990-м. Фактически это первое поколение детей, которое никогда не училось при cоветской власти. Мне было очень интересно узнать, что эти дети думают об истории нашей страны. Было любопытно понять, к чему они относятся с порицанием или осуждением, к чему с состраданием, к чему с любовью, а чем гордятся. Может быть, думал я, в их молодых головах в 90-е годы происходило вообще что-то несусветное (учитывая, что приличных учебников по истории тогда не было, а их родители сами были сбиты с толку всем происходящим). Читая работы, я понял, что мои опасения оказались напрасными: в головах у этих детей все в порядке, и никакой особой угрозы их «нравственному отношению к действительности» я не увидел. Историю они оценивают в общем и целом правильно. Оказался интересен не тот вопрос, который я задавал себе до конкурса. Интересным оказалось совсем другое – как и о чем они рассуждают, говоря об истории страны.

Признаюсь сразу, несмотря на то, что я сам привык много работать с литературой, работы, написанные исключительно по литературе, при всех их достоинствах привлекли мое внимание меньше. Мое внимание привлекли другие работы, и я хочу остановиться на двух группах таких работ. Первую из них можно назвать работами краеведческого характера. Обычно это история какого-нибудь населенного пункта или отдельного учреждения, это может быть даже история исчезнувшего поселения. Например, мне очень понравились полевые исследования ребят, которые выезжали на место лагерного поселка, сейчас уже исчезнувшего. Они проводили осмотр местности, находили брошенные предметы, проводили довольно углубленное натурное обследование. В краеведческих исследованиях привлекает использование устных источников. Многие школьники смогли задавать правильные вопросы, разумно записать и осмыслить ответы, хотя никто не учил их этому. Конечно, помогали учителя, помогала брошюра «Материалы в помощь участнику конкурса». Но мало кто консультировался в региональных научных обществах или в местных обществах охраны памятников истории и культуры, редко кто специально советовался с историками. Большинство, наверное, работали самостоятельно. То, что они смогли задавать эти вопросы, фиксировать ответы, а потом структурировать все это в связное повествование, вот это было интересно — дети могут пользоваться устными источниками и могут сопрягать устные (локальные, очень точечные) источники с более широким историческим контекстом, с процессами, происходящими в стране. Группу краеведческих работ я бы выделил особо.

Вторая группа работ, которую я бы выделил, — это работы, связанные с историей семьи. Из истории семьи, из истории дома и двора твоего детства складывается история страны. Но при всей тривиальности это суждение очень верное. Мне кажется, что работы по истории семьи складываются совсем по другому принципу, чем краеведческие. Самая ближняя к человеку история — это история его семьи, которая никогда не прерывается. История семьи есть у каждого человека хотя бы потому, что у каждого есть родители. Эта история может быть длинной или короткой, но в чем-то она равнозначна истории страны. Многие работы по истории семьи, поданные на конкурс, были начаты не самим школьником. Он обращался к своим родителям, к дедушкам и бабушкам. Он опрашивал их, собирал какие-то сведения. В иных случаях старшее поколение давало ему очень подробную роспись истории семьи, и тогда видно, что в этой семье есть традиции сохранения семейной истории.

Очень важно, что эти традиции сохранялись даже в те десятилетия, когда прошлое уничтожалось и предписывалось его забыть (особенно если это история дворянских или священнических семей, даже история крестьян). Для меня стало очень большим и приятным открытием то, что во многих семьях России эта история тщательно сохранялась и оберегалась.

Но главное — она передавалась и передается молодым людям. В иных случаях из работ видно, что обширной традиции сохранения в семье не было, но в процессе работы выяснялось, что в семье сохранились памятные вещи и документы. Может быть, они сохранялись неосознанно, но тем не менее они уцелели и оказались чем-то, что может актуализировать память. В некоторых работах это были совсем простые предметы – старые ложки, коробки из-под монпансье, какие-то вещи, которые приводили молодых людей к попытке объяснить свое происхождение.

Иногда объяснения получались наивными, но тем не менее важен интерес к этим предметам, которые в 50–70-е годы (когда старшее поколение было детьми) просто выкидывали. Думаю, теперь они будут сохранены уже навсегда как некоторые знаки прошлого. Были и более интересные случаи, когда в семье обнаруживались дневники или записи, например, потрясающие крестьянские дневники. Это ценнейшие историко-бытовые материалы, исторические в самом серьезном и профессиональном значении этого слова.

Я твердо уверен в том, что конкурс надо проводить ежегодно, иногда суживая тематику, иногда расширяя. Такой конкурс должен постоянно действовать.

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.