Интервью с победителями
– Четыре года назад я вместе с родителями переехал в Москву, а моя бабушка осталась на Чукотке. Когда мы жили все вместе, я просто не осознавал, что значит для меня моя бабушка. Никогда не задумывался о том, что она за человек, как она думает, как воспринимает мир. И только оказавшись за несколько тысяч километров от нее, я понял, что хорошо было бы написать о ней что-нибудь. Записать то, что она сама рассказывала мне о своей жизни на Чукотке, поразмыслить над этим. Работу о бабушке стал писать еще до того, как узнал о конкурсе, и вначале писал ее по большей части для себя самого. Своей работой мне бы хотелось привлечь внимание к проблемам коренного населения этого региона. Возможно, моя будущая книга заинтересует и тех, от кого зависит жизнь людей на Чукотке.
Катя Лоншакова. Волгоград.
«Бекетовка в 1943–1947 годах:
Черты жизни и быта населения»
– Катя, как сложился ваш авторский коллектив?
– В школе нам рассказали о том, какова идея конкурса «Человек в истории». И нам (работу писали пять одноклассниц:Савенкова Анна, Ледовских Елена, Иванова Евгения, Лоншакова Екатерина, Безрукова Ольга. См. фото . – Прим. ред.) стало интересно, сможем ли мы рассказать о месте, где мы живем.
Темой для рассказа выбрали Бекетовку и попытались как можно более полно описать быт этого городка в годы войны и послевоенное время.
В начале обсудили, что вообще можно написать по этой теме, разбили работу на главы, а потом каждый стал писать об одной проблеме.
– С какими трудностями вы сталкивались в процессе работы?
– Основная трудность – это недостаток информации. О Бекетовке почти ничего не известно. Она редко упоминалась в документах. Мы сидели в архиве, читали старые газеты и все равно информации было очень мало. Трудно приходилось мне, так как я писала о церкви и ее роли в жизни населения Бекетовки. Об этом ведь раньше не говорили.
– Кто помогал вам в работе?
– Наш научный руководитель. Он подсказывал, к кому стоит обратиться, разыскивал очевидцев тех или иных событий. Учил правильно записывать рассказанное и правильно излагать свои мысли. А потом, когда каждый из нас написал свой собственный очерк, он помог нам «склеить» эту работу в единое целое. Мы очень рады, что нам удалось закончить нашу работу и приехать в Москву всем вместе.
Коля Демьянов. Санкт-Петербург.– Коля, ты был как-то связан с «Мемориалом» до конкурса?
– Я пришел туда этим летом на практику и там же узнал о конкурсе. Вскоре при питерском «Мемориале», благодаря этому конкурсу, был создан молодежный исторический клуб. Я начал заниматься в клубе, и там постепенно определились мои интересы.
– А как ты можешь определить этот новый взгляд на вещи?
– Когда работаешь над сугубо мемориальской темой, немножко абстрагируешься от привычного, обывательского мышления и начинаешь замечать то, на что никогда бы не обратил внимания раньше. Раздумывая о символах и знаках, которые изображены на памятниках жертвам репрессий, иногда сталкиваешься с их абсолютным несоответствием тому, что они хотят обозначить.
– Как ты считаешь, каким должен быть символ «Мемориала»?
– Я считаю, что в символике «Мемориала» ни в коем случае не могут присутствовать элементы насилия и порабощения.
Алеша Раков.
Троицк, Челябинская область.
«Социальный портрет раскулаченного в 1930 году (опыт создания базы данных по материалам Троицкого районного архива)»
– Как возникла идея написать такую работу?
– Когда я узнал, что моих родственников раскулачили, у меня родился естественный интерес к этой проблеме.
И первоначально моя работа охватывала десять семей, а потом по мере ее продолжения была создана база данных по раскулаченным, которая охватывала сто семей.
– А ты собираешься продолжить эту работу?
– Да, потому что Троицкий район охвачен еще не весь. Я обработал лишь половину данных. Есть перспектива создания базы данных по всему Троицкому району.
– Что ты думаешь по поводу своей будущей профессии?
– Хочу стать юристом. Думаю, что опыт исторических исследований очень мне в этом поможет.
Всеволод Иоффе. Лесной, Свердловская область.
«Спецпереселенцы на Урале.
Поселок Федино»
– Всеволод, ты знал что-нибудь о поселке Федино до того, как начал писать работу?
– Абсолютно ничего. Даже не знал, что такое место вообще существует.
Сначала я выбрал другую тему исследования, однако столкнулся с тем, что многие документы по этой теме недоступны. Засекречены.
Тогда мои родители – учителя литературы посоветовали мне съездить в Федино. Потому что там все еще живут люди, которые могли бы что-то рассказать.
– Чем бы ты хотел заниматься в будущем?
– Для начала хочу поступить на историческое отделение в университет. Может быть, в Екатеринбург. Ну и там, конечно, продолжить свою исследовательскую деятельность.
– Какую тему ты бы выбрал для своего следующего исследования?
– Пока не знаю. Но думаю, что поиски темы для меня особого труда не составят.
Живу я на Урале, а там, куда ни пойди, к кому ни обратись, – везде история.
Даже иногда археологические раскопки не нужны.
История скрывается в домах буквально под каждой половицей.