Почему этот конкурс
так важен для «Мемориала»



1.
Никакое хоть сколько-нибудь демократическое государство не построишь без исторического и правового сознания граждан. Но как воспитывать (или – развивать) такое сознание у юношества? Конечно, в первую очередь книгами, фильмами, телепередачами, музейно-выставочной работой, безусловно – качественным школьным преподаванием. И «Мемориал», насколько это в его силах, содействует созданию таких книг, выставок, проведению уроков, которые рождают вопросы и дискуссии. Этого, однако, мало. Всерьез о развитии исторического или правового сознания речь может идти только тогда, когда оно не приходит извне, когда молодой человек сам вступает в личное, прямое соприкосновение с фактами, сам пытается их осмыслить и найти ответы на поставленные им самим вопросы. Конкурс дает молодым людям эту возможность. Они сами выбирают тему, собирают факты, затем систематизируют их, ставят вопросы и на них отвечают. Все это в конечном счете и есть выработка самосознания.

Не так важно, какую тему выбрал школьник – биография ли это знаменитого земляка, судьба собственного деда или история завода, расположенного неподалеку от дома, важно, что в процессе своего труда он сталкивается с десятками сюжетов и проблем, которые ему надлежит понять. Без такого понимания (и это быстро становится ему ясно) никакая конкурсная работа «не склеится», она превратится в пустую фиксацию фактов, а это последнее уж никак не может устроить пытливый 15–17-летний ум. Тут-то и возникает ощущение себя в Истории – себя в контексте истории своей семьи, своего города, своей страны.
В связи со всеми нами.

Рождению у наших юных сограждан такого чувства истории и хочет всячески содействовать «Мемориал». Мы хотим, чтобы История была им небезразлична. И это небезразличие я ощутил почти во всех конкурсных работах.

Сложные ответы на сложные вопросы (в том числе и специфически мемориальские) придут к ребятам позже. Но пути к этим ответам они прокладывают уже сейчас, в конкурсных работах.

2. Долг «Мемориала» – хранить память о прошлом. Для этого мы и собираем свои архивы, для этого записываем (увы, сейчас куда меньше, чем 10 лет назад) воспоминания живых свидетелей трагических событий прошлого. Но ведь и наши конкурсанты делают то же самое! Они собирают и систематизируют семейные архивы или архивы тех людей, которыми они заинтересовались и о которых они пишут. И теперь, когда они поработали с этими документами, поняли их ценность, можно уже быть спокойными – они никогда не дадут их выкинуть.

Бумаги эти будут сохранены. Может быть, в семьях, может быть, в каких-то государственных или общественных архивах.

И сколько же устных рассказов записали наши школьники! Сколько свидетельств о судьбах человеческих зафиксировали! «Мемориалам» – хоть и всем вместе – с таким объемом работы не справиться. Это рассказы о крестьянском и городском быте за многие десятилетия, рассказы о революции и раскулачивании, о военных подвигах и о тяготах плена, о стройках – малых и великих – и о многом, многом другом. И в центре каждого повествования, каждого сюжета – человек, в самых разных его проявлениях. То есть ребята, работая над конкурсными сочинениями, выполняют самую что ни на есть мемориальскую задачу – сохраняют правду о прошлом. Не только о том трагическом прошлом, которым «Мемориал» (в узком смысле) занимается.

Но ведь прошлое и было не только трагедией. Главное, чтоб правду записывали. От самых рядовых людей. И чтоб документам письменным не давали погибнуть. Это они и делают. И мы за это можем быть им только благодарны.

3. На последней мемориальской конференции в декабре 1998 года много говорили о необходимости нравственного воспитания юных. Но где же воспитываются подлинно нравственные основания человека, как не в семье. И не новость, что разрушение таких нравственных основ в значительной степени является следствием разрушения связи между поколениями, и на разрыв этот немалую печать наложило наше общее прошлое. И мы не случайно заявили в качестве одной из приоритетных тем – историю семьи и, наверное, не случайно получили по этой теме очень много работ.

Выяснение истории судеб дедов и прадедов, родителей, ближних и дальних родственников – все это способствует укреплению внутрисемейных связей, внутрисемейному уважению. Живо представляю себе, как наш конкурсант спрашивает у отца что-нибудь вроде: «А чем занимался дед тети Нины?» – и слышит в ответ: «А ты когда у нее был в последний раз? Небось год как не заглядывал. Вот добеги и поинтересуйся!».

И идет наш школьник к этой самой тете Нине, и спрашивает, и слышит в ответ что-то очень важное, и записывает, и теперь он часто к ней будет захаживать, и, может, даже в чем-то помогать, а может, мирить ее с родителями, с которыми она давно в ссоре.

Живо представляю также, как специально по требованию школьника-конкурсанта собирается вся семья, и вместо обычного праздничного времяпровождения все пускаются в воспоминания, и всех эти воспоминания мирят, а ребенок записывает…

Так что наш конкурс, вполне возможно, и самым простым человеческим (иначе говоря – нравственным) вещам служит.

4. А вдруг кто-то из этих ребят придет к нам в «Мемориал»?! Это было бы замечательно.

Но это уже от нас самих зависит – от наших усилий, насколько серьезно члены «Мемориала» к этому конкурсу отнесутся, насколько смогут заинтересовать им школьников в своих городах.

 

 

А.Б.Рогинский,

председатель Правления Международного общества «Мемориал»

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.