Работа координаторов
Человек в истории ХХ век

В конце марта 1999 года Правление Международного «Мемориала» обратилось к региональным организациям с просьбой оказать поддержку в проведении конкурса. Все они дали свое согласие и в течение года работали вместе с нами. Представители восьми организаций (Воронеж, Екатеринбург, Пермь, Рязань, Санкт-Петербург, Томск, Ухта, Ярославль) стали региональными координаторами конкурса, основной задачей которых являлось распространение информации о конкурсе.

Координаторам были предложены следующие варианты действий:

- информация в региональных СМИ;

- использование возможностей местных Управлений образования;

- посещение школ, курсов повышения квалификации учителей, детских внешкольных организаций (краеведческих кружков, исторических клубов и пр.);

- рассылка объявлений и плакатов о конкурсе в местные библиотеки, музеи, Дома культуры и пр.;

- использование потенциала местных отделений «Мемориала» (связи, консультации, методика, накопленная информация).

В настоящее время координаторами накоплен большой опыт такой работы. С некоторыми учителями, Управлениями образования, научными центрами установлен постоянный контакт. Есть надежда, что они будут сотрудничать с нами и в этом году – конкурс 2000 года уже объявлен.

В разных регионах по различным причинам использовались те или иные варианты распространения информации. Эффект также получился
различный.

Наталья Леонидовна Смолякова (Ухта)

Наиболее действенным оказалось подключение к конкурсу Управления образования. Я сама работник Управления образования, поэтому у меня не было проблем. Я вышла на нашего министра образования, и мы с ним составили официальное письмо. Такое письмо с подписью министра пошло по школам. Я получила его на руки, сняла копию и уже вместе с ним рассылала пакет документов со своими координатами. Этот путь оказался намного короче. Но если бы даже я не работала в системе образования, я бы все равно проделала всю эту работу с управлением и министерством как координатор. Я прошла по всем школам. Письмо из министерства было для меня важно не как средство давления сверху на школу, а как рекомендация, подтверждающая мой статус в этой деятельности. Письмо было не о том, чтобы провести конкурс в школах, а о том, что Министерство образования поддерживает назначение Смоляковой Натальи Леонидовны координатором такого-то проекта. Так оказалось, что я стала представителем и «Мемориала», и министерства.

Леонид Аркадьевич Обухов (Пермь)

Значительная часть информации распространялась через Музей истории политических репрессий и тоталитаризма «Пермь-36». Ученики многих школ из близлежащих районов регулярно бывали там. Информация шла и по официальной линии, но по большей части она ушла в песок. Управления образования выразили одобрение, обещали поддержку и содействие, но реально все это мало проявилось.
Я связан с Институтом усовершенствования учителей, где преподаватели регулярно собираются на переподготовку, поэтому я сделал ставку именно на учителей. По школам не ходил, в основном общался непосредственно с учителями. Тем более что многие – наши выпускники, кто-то у меня учился, и мне так было проще. Регулярно работал с учителями истории, контактировал с Институтом усовершенствования учителей, который в районах области оказывал мне содействие, распространяя информацию о конкурсе. Таким образом, я действовал через музей и учителей.

Ирина Владимировна Пайкачева (Мурманск)

У нас не было регионального координатора, информацию о конкурсе распространял «Мемориал». Информация распространялась по всем каналам – и официальным, и личным; помогла библиотека Института усовершенствования учителей. Плакаты, информацию учителям размножали тут же, не отходя от места. Когда проходил какой-нибудь семинар по истории, там вывешивалось объявление о конкурсе и уведомление о том, где можно получить информацию.

Ирина Анатольевна Резникова
(Санкт-Петербург)

У нас учителя на конкурс реагируют плохо. Я много раз пыталась с ними связаться, в частности, на заседании всех районных методистов по истории города Санкт-Петербурга. Мы пошли другим путем. Развешивали максимальное количество плакатов в ожидании обратной связи. На плакатах были помещены телефоны координаторов, объявление о консультациях с телефоном, адресом, днями, когда это можно сделать. Результат: ребята из «сильных» гимназий не пришли и не позвонили, а отклик оказался там, где установились личные отношения. Например, было прислано пять работ из Красного Села. У нас это считается окраиной города, это – некий стык между областью и городом, от последнего метро полчаса автобусом. Там в вечерней сменной школе работал психологом знакомый человек, он организовал встречу с директором, которому идея понравилась. Наша сильная позиция была в консультациях: к нам приходили консультироваться учителя, даже те, которые не были заинтересованы в конкурсе. Ни учителям, ни директорам школ участие школьников в конкурсе было не особо нужно, однако они заинтересованы в том, чтобы дети написали рефераты (для школьного экзамена, для районных и городских олимпиад). На консультации приходили ребята, которые даже не слышали про конкурс. Более того, ребята по своей инициативе приходили поздней осенью, хотя учителя им сказали приходить только после зимних каникул. Кроме того, учителя присылали к нам детей на летнюю «производственную» практику. Многие из этих школьников остались в «Мемориале» и приняли участие в конкурсе.

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.