История глазами участников конкурса
«Заключение»

 

Анализ «Настольного календаря 1965 года» позволяет сделать вывод о том, что духовная жизнь общества находилась под партийно-государственным контролем <…> Простой человек, читая календарь, почти лишен возможности на выработку своей точки зрения на политические события, на взаимоотношение стран социалистического содружества, на оценку экономической жизни страны, на взаимоотношение государства и церкви. Он может проявить себя, если реализует практические советы на огороде, ведя борьбу с вредителями, на рыбалке, изготовив современные снасти, на кухне, приготовив суфле из моркови или тушеную свеклу.

Михайлова Мария (Мурманская область, г.Мончегорск, 11 класс). «Документы семейного архива как отражение взаимосвязи человеческой судьбы с жизнью страны ХХ века
(опыт исследования)».

Нами была выявлена негативная оценка происходящих в современной России событий, которая, как правило, связывается участниками опроса с личностью президента страны. При этом молодежь не связывает имя Б.Н.Ельцина с общей направленностью современных реформ, в то время как для пожилых людей Б.Н.Ельцин одновременно символ этих реформ. Во многих высказываниях прозвучали некорректные оценки. Думается, что по прошествии лет они должны измениться.

Руденко Валентина
(Свердловская область,
г.Верхняя Пышма, 11 класс).
«История России ХХ столетия в оценках молодого поколения и пожилых людей накануне 2000 года (сравнительный анализ)».



Нельзя же винить мыслителя Маркса за те преступления, которые совершили Ленин и Сталин, как нельзя разрушать храмы только за то, что в средние века церковь расправлялась с неверующими. Памятник Марксу следует перенести, например, на берег реки Суры и поставить рядом с «Ростком», создав, таким образом, некий архитектурный ансамбль утопической идеи, осуществление которой ведет к таким страданиям <…> Вопрос не ставится о том, нужна ли была истории идеология и практика тоталитаризма, фашизма, коммунизма. Они были, значит, для этого имелись определенные предпосылки, и обществу нужно было пройти через эти жертвы, чтобы понять, к чему ведут иллюзии.

Полосин Павел (г.Пенза, 9 класс). «Историческая судьба Спасского кафедрального собора в городе Пензе: 1800–1934».

Я попытался исследовать процессы, происходившие внутри личности той эпохи, понять, какой отпечаток наложила эпоха на человека того времени.

Иоффе Всеволод
(Свердловская область, г.Лесной, 11 класс). «Спецпереселенцы на Урале. Поселок Федино».

Как оказалось, работа «Судьба семьи в судьбе страны» важна не только для меня, но и для моих родственников. Она оживила воспоминания о прошлом, может быть, не всегда приятном, заставила задуматься. Задачами данного исследования были оценка и анализ любого события, происшедшего в моей семье, с моими родными, в контексте той исторической эпохи, в которой оно имело место, с учетом социальной, экономической принадлежности моих предков. Основные источники для исследования: дневники прадедушки, интервью с членами семьи, энциклопедические словари, старые фотографии, письма....

Кайль Ольга (Ставропольский край, г.Невинномысск, 11 класс). «Судьба семьи в судьбе страны».

Очевидцы эпохи уходят. Вместе с ними окончательно уходит в прошлое и сама эпоха: «воронки» и граммофонные записи задорных песен; стукачи, сексоты и битвы за урожай; боязнь звонка в дверь и всеобщий энтузиазм; культ здоровья и силы и тысячи километров, огражденные колючей проволокой… Все это, как старая черно-белая фотография, тлеет в пламени свечи и постепенно исчезает. А жаль: что-то из этой эпохи можно принять, многое – нет, но отказываться от нее нельзя.

Иоффе Всеволод
(Свердловская область,
г.Лесной, 11 класс).
«Спецпереселенцы на Урале.
Поселок Федино».

Необходимо убедительно, без поношения, недоброжелательства, без подтасовки фактов понять и восстановить подлинный процесс коллективизации. Вопрос о частной собственности на землю – это «узловой вопрос» русской истории. Как и вопрос о форме хозяйствования на земле.

Сегодня это главные проблемы. Еще одним из направлений работы должно стать создание Книги памяти.

Нужно разыскать последних оставшихся в живых свидетелей коллективизации, расспросить, записать. И сделать это обязаны мы, которым жить в России XXI века. Мы сделали только первый шаг.

Сисеева Татьяна
(Саратовская область,
г.Пугачев, 1 курс строительного отделения Пугачевского гидромелиоративного техникума).
«Коллективизация.
Как это было».

Отдел реабилитации ГУВД Свердловской области за пятилетний период существования (с 1992 года) рассмотрел около 59 тыс. заявлений и реабилитировал более 26 тыс. граждан, репрессированных в административном порядке.

Однако надо отметить, что немцы среди них составили лишь 3,6 тыс., в то время как, только по данным учетных карточек Тагиллага и Богословлага, их было около 35 тыс. человек.

Эти цифры наглядно демонстрируют <…> тот колоссальный объем работы, который предстоит проделать во имя восстановления исторической справедливости.

Поршнева Анна
(Свердловская область,
г.Нижний Тагил, 10 класс).
«Трудмобилизованные немцы на Урале: люди и судьбы».

Имена многих расстрелянных до сих пор остаются и, возможно, так и останутся неназванными.

Такое покушение на имя и тогда и сейчас воспринималось как репрессия, не менее жестокая, чем само убийство…

Демьянов Николай
( г.Санкт-Петербург,
11 класс).
«Мемориальные доски,
которых нет.
Экскурсия по
Санкт-Петербургу».



Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.