Сигурд Оттович Шмидт



Сигурд Оттович Шмидт, академик Российской Академии Образования, председатель Союза краеведов России (Москва) – Председатель Конкурсного жюри.


Я ощутил
чувство радости оттого, что люди грядущего тысячелетия не только сохраняют интерес к прошлому своей родины, но и обнаруживают особый интерес и немало способностей к освоению современной методики изучения этого прошлого. Еще более порадовало то, что наиболее сильные работы оказались из мест, удаленных не только от Москвы и Петербурга, но и от крупных университетских центров. Даже если молодые люди очень многим обязаны своим учителям (такой конкурс является смотром не только учащихся, но и учащих), все равно оценка и исследование явления зависит от их личности, их самостоятельности, их склонностей, их способностей.

Среди работ были по-настоящему интересные, причем больше привлекли внимание работы из далеких провинций. По-настоящему в конкурсе, видимо, не все крупные города участвовали. Петербург представлен меньше, чем мог бы. В петербургских работах ощущается некоторое непрямое воздействие, соприкосновение (это очень хорошо) той культуры подачи, изучения материала, которая естественна для такого большого города с его традициями, высшими учебными заведениями, библиотеками и музеями. Но есть и не менее культурные работы, которые написаны в сравнительно малых центрах.

Большое впечатление произвела не только на меня, но и на других членов жюри работа, посвященная теме, связанной с Чукоткой. Ее автор – Филипп Абрютин – маленький мальчик, перешел только в 9-й класс. Он из смешанной семьи (потомок чукчей и русских). В своей работе он передал представления своей неграмотной бабушки – потомственного оленевода. Это очень хорошая литературная выдумка – «дневник» бабушки на основе интервью с ней с отдельными историческими справками и комментариями автора. «Дневник» местами наивный, но явно с поисками научных путей.

Явно выделяется работа юноши из города Троицка Челябинской области – «Социальный портрет раскулаченного в 1930 году. Опыт создания базы данных по материалам Троицкого районного архива». Вообще многие ребята пошли в архивы, изучая свою семью или историю завода, или, например, положение эвакуированных, людей, терпевших страшные беды во время войны. В частности, об этом написана коллективная работа пяти девушек – «Бекетовка в 1943–1947 годах:
Черты жизни и быта населения».

Очень любопытны работы, связанные с религиозными представлениями, о людях, которых преследовали за религиозные убеждения, и в то же время эти люди не принадлежали к официальной линии церкви. Подвижники – они явно оказали воздействие на других людей, своих последователей.

Темой работы Елены Морозовой «Взгляд на советскую эпоху через судьбу моей прабабушки» стала обычная судьба, в которой автор пытается почувствовать общее и особенное. Судьба простой женщины, которая сумела работать в трудных условиях, поддерживая семью, она даже старалась внести вклад в просвещение, сама будучи не очень грамотной. Эта работа из Мончегорска.

Есть работы, посвященные судьбам отдельных людей, например, исследование Вадима Филиппова и Антона Шлыкова из Торжка, посвященное трагической судьбе Михаила Васильевича Линда, осужденного переводчика, литератора.

Широкий спектр работ – о памятниках. Естественно, что их больше всего из Петербурга, где сильны традиции петербурговедения. Пожалуй, лучшая из них – Николая Демьянова «Мемориальные доски, которых нет. Экскурсия по Санкт-Петербургу», где ставится вопрос о памятных досках известным репрессированным петербуржцам-ленинградцам. Вторая петербургская работа, о которой хочется сказать, посвящена истории тюрем города: как и где они строились, когда существовали. Автор ее Ольга Резникова.

Другой подход у Михаила Хрущева (Москва).

Его исследование «Постылая местность» рассказывает о территории вокруг Симонова монастыря (людях и зданиях).

Хорошо, что многие авторы уделяют больше внимания деревне или очень маленькому городу. Работа Анастасии Ходыревой из Пермской области
«Великий перелом в истории Усьвы» повествует о том, как трудолюбивые семьи середняков во время коллективизации были приравнены к кулакам. Автор приводит документы, на основании которых выяснилось, что нужно было выполнить норму преследований любой ценой, в том числе за счет крестьян, которые вовсе не являлись кулаками. Весьма любопытна работа Татьяны Кадомцевой из Пензенской области о капиталисте – бывшем бурлаке, самоучке, который сумел организовать производство спичек, о том, как он разбогател. Автор проследила его судьбу и судьбу его дома, его потомков, его фабрики. Меня порадовала небанальность выбора тем, открытость молодых людей, которые не стеснялись выражать свое отношение к тому, что не изучается, не стеснялись возмущаться тем асоциальным, безнравственным, жестоким, что было в нашей истории.

Порадовало многообразие выбора тем. Здесь можно было опасаться перекоса, что будут обращать внимание только на темы, ранее закрытые. Но ведь нет, пишут и о том, о чем всегда можно было писать, но так не писали. Порадовали учителя, которые научили пониманию того, что надо владеть навыками источниковедения.

Лично меня очень порадовали объяснения молодых людей, почему они обратились именно к данным источникам информации, какими методиками они пользовались, до какой степени достоверны эти данные. Хорошо и то, что в некоторых работах (и не только петербургских и московских) есть ссылки на работы предшественников, содержится их оценка. Последнее в значительной степени относится к культуре преподавания. К этому обязательно должны приучать учителя и кафедры вузов, которые готовят учителей. Я убежден в том, что нам нужно традицию конкурса продолжать, не только организовать общение с учениками, которых пригласят в Москву, но и устроить семинар для учителей. Конечно, самостоятельный опыт очень многообразен, но в то же время порой обнаруживаются некоторые методические несовершенства, и тут как раз легко помочь, если продуманно организовать этот семинар, на котором не будет общих рассуждений.

Думаю, было бы существенно, если бы устроители конкурса изыскали средства на издание некоторых конкурсных работ.

Вот в Петербурге и в некоторых других городах (например, в Пензе) это уже стало традицией. Такая публикация должна стать своего рода «путевкой в жизнь».

Я считаю, что очень важно добиться, чтобы победители нашего конкурса, подобно победившим на математических олимпиадах, имели бы льготы при поступлении в вуз. Очень будет обидно, если из-за какой-нибудь досадной орфографической ошибки на вступительном экзамене пострадает будущий Тихомиров или Окладников и не сможет заняться своим делом. Если мы познакомим с результатами конкурса не только учителей, но и преподавателей истории в вузах, то думаю, что мы очень обнадежим этих людей. Нужно продолжать повышать уровень преподавания, потому что приходящее поколение будет предъявлять ко всем более высокие требования.

Надо воспитать ученика так, чтобы потом другим было у кого учиться.

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.