История глазами участников конкурса
«Основная часть»

 

Мы строим, разрушаем и вновь восстанавливаем. Получается какой-то заколдованный круг. Уж, видно, очень нам по душе приходятся в каждый переломный момент слова знаменитой песни: «Мы наш, мы новый мир построим…» И постоянно это делаем. Сметаем все старое до основания, возводим что-то новое. Потом ломаем и это. И постоянно мучаемся вопросом: «А зачем?» Но все равно гнем свое.

Щурков Сергей
(Ярославская обл., г. Углич)
«История Учемской слободы».



Соборный храм святой Троицы, первоначально деревянный, одноглавый, построен был с колокольней в 1738 году. Впоследствии его несколько раз перестраивали. Сооружение было завершено в 1815 году. Был он каменный, высотой 31 м. Собор был настолько красив, что жители называли его красным. В 30-х годах собор официально закрыли, а имущество храма конфисковали, колокола сбросили на землю. В связи со строительством гидроэлектростанции в начале 50-х храм попал в зону затопления. Сначала предлагалось оставить собор на месте и использовать его надводную часть как маяк и памятник, но впоследствии он должен был быть разрушен. Оказалось, однако, что мастера, сделавшие его, трудились на совесть – кирпичная кладка не поддавалась разборке. Церковь рухнула лишь под мощным зарядом взрывчатки, и красно-бурое облако более двух часов висело в воздухе, стыдливо скрывая отношение советского государства к церкви. Новый храм, так как был он очень маленький, прозвали «молитвенным домом». Его начали строить в сентябре 1954 года на площади двух частных домов. Настоятель бывшего Троицкого собора отец Георгий Никитин стал настоятелем и этого молитвенного дома.

Ульянова Марина
(Самарская область, г.Тольятти, 11 класс). «Богородично-Казанский храм города Тольятти: история возрождения».

Как-то раз приехали представители власти из района и области и приказали всем собраться на сходку. Начальники предложили сельчанам: «Продайте церковь нам, она у вас все равно не служит, а вы на эти деньги купите себе стройматериалы, построите конюшни...». Односельчане задумались, тогда власть предложила голосовать, руки подняли не все. У тех, кто не поднял, стали спрашивать фамилию. В ответ люди поднимали руку. После чего представители оформили акт и дали расписаться крестьянам. Что и было сделано. Потом один из начальников сказал: «Что, трусы, расписались? Махнули пером прямо в тартар!» А другой добавил: «Церковь продали, а говорите, что православные» <…> Весьма поучительная история <…> Церковь продала не власть, а народ.

Продали церковь – значит, продали Христа.

Перепеченых Любовь
(Воронежская область,
с. Старая Тишанка, 8 класс).
«Тайна России ХХ века –
Второе Пришествие Христа».

Политика большевиков по отношению к церкви, ее служителям в полной мере проявилась в Верхотурье. 30 мая 1929 года были изъяты в Kресто-Воздвиженском соборе мощи святого Праведного Симеона. Изъятие мощей было обставлено как великое действо с антирелигиозным походом, митингом и кинофильмами. Как вспоминают старожилы, вся эта процедура проходила под плач верующих.

Попова Екатерина
(Свердловская область, г. Краснотурьинск, 11 класс). «Верхотурье – 400 лет истории».



Подогнали мужской этап, почти одно священство, лица у них были строгие и печальные <…> Арестованных ввели в суровые и мрачные туннели, с шумом громко закрылись ворота.Толпа у тюрьмы проводила узников со страхом и слезами, не утерпел и Михаил, сказал: «Господь Бог и сыны Христа Бога нашего убьют злобного врага». Вдруг подъехала машина, из нее вышел человек и арестовал Михаила.

Малова Светлана
(Татарстан, г.Чистополь,
11 класс).
«Житие Михаила Ершова».



По другой версии отца Орнатского расстреляли вместе с сыновьями на Смоленском кладбище. Его спросили: «Кого сначала убивать – вас или сыновей?» Батюшка ответил: «Сыновей». Пока расстреливали юношей, батюшка, став на колени, читал «отходную». Для расстрела отца Орнатского построили взвод красногвардейцев. Но они отказались. Позвали китайцев, но они, устрашенные чудесной силой и видом молящегося старца, также отказались. Тогда к батюшке подошел вплотную молодой комиссар и выстрелил в него из револьвера в упор.

Гишян Анна, Большакова Елена (Санкт-Петербург, 11 класс). «Мученики и исповедники ХХ века. Тернистый путь Православия (история Церкви во имя преподобного Серафима Саровского)».

Людей, которые хоть как-то были связаны с церковью, с историей, хотевших донести правду до народа, просто травили. Были сфабрикованы уголовные дела: «Дело краеведов», или, как оно тогда называлось, «Краезнатцев Черноземья», началось 05.11.1930.

По этому делу в Центральном Черноземье было арестовано 92 человека.

Главаря так называемых заговорщиков, «лжекраеведов», Введенского даже «омолодили» на десять лет, так как из-за преклонного возраста было просто смешно подозревать его в этом<…>

«Верхам» было выгодно изолировать таких людей от остального народа, тем самым превратив Общество в население.

Чугунова Анастасия,
Александров Артем
(г.Липецк, 9 класс).
«Судьба и жизнь краеведов
Липецкой области».

Целью моей работы было желание восстановить память о людях, чьи имена долгое время находились в тени, и первым шагом для достижения этой цели должна быть установка этим людям мемориальных досок. Поэтому логическим завершением моей работы может быть только установка реальных мемориальных досок. Работа содержит 18 заявок, из которых 10 – заявки на установку «именных» мемориальных досок, 7 – посвященных событиям и одна – на установку «коллективной» мемориальной доски.

(Заявки предполагается подать для рассмотрения в Комитет по культуре администрации СПб.)

Демьянов Николай (Санкт-Петербург, 11 класс). «Мемориальные доски, которых нет. Экскурсия по Санкт-Петербургу».

Наверное, никогда уже не будет известно число людей, нашедших себе могилы на безымянных кладбищах Воркуты. Если и разбросаны по секретным архивам крупицы этих сведений, то свести их воедино вряд ли представляется возможным <…> В ряде случаев информация о заболеваемости и смертности вообще шифровалась. По воспоминаниям одного из бывших узников Воркутлага, который работал в лагерной санчасти, ему каждый день приходилось составлять шифрованные «цветные сводки» «наверх». Они выглядели примерно так: красных – 5, зеленых – 2, серых – 11, лиловых – 4, черных – 3.

Это означало: красные – больные с воспалительными процессами, желтые – с расстройством желудка, зеленые – малярия, серые – больные пеллагрой, лиловые – цингой, черные – мертвые. Проходил день, и желтые, красные, лиловые становились черными. Не счесть их, не перечислить…

Полищук Юрий, Вафин Вадим, Ульянов Павел (Республика Коми, г.Воркута). «Воркута: рождение города.
Исторический очерк».

Соловецкий театр (во все годы существования СЛОНа) играл большую роль в жизни лагеря <…> В общем, театр не был тем исправительным органом, каким мечтал его видеть полновластный хозяин «соловецкой земли» – ОГПУ.

Важно одно: соловецкий театр смог объединить, приютить под своим кровом людей, которые никогда не смогли бы работать вместе на воле, людей разных профессий, социальных групп, разных интересов и взглядов.

Ершов Илья
(Санкт-Петербург, 11 класс).
«Богема» и уголовники:
Соловецкий театр 20-х годов.
Борис Глубоковский».

В архиве местного краеведческого музея я обнаружил старый, пожелтевший от времени почтовый конверт. В нем хранились детские игрушки – куклы, аккуратно вырезанные из тетрадных листков. Их хозяйкой была девочка из поселка Федино. На «спине» каждой куклы стоит номер – Даша 5, Лена 13, Наташа 18.

Насколько глубоко в психику этого маленького человека вошла «номерная система»! <…> Сотни тысяч детей в других таких же поселках играли также. У тех, чьи родители побогаче, были настольные игры типа «Помоги пионерам собрать металлолом», «Красные и белые», «Химическая война». Я видел их сам. Чем они лучше?

Иоффе Всеволод
(Свердловская область,
г.Лесной, 11 класс).
«Спецпереселенцы на Урале.
Поселок Федино».

Это произошло в 1937 году, когда, получив первые разведданные о готовой разразиться катастрофе (Второй мировой войне), советское правительство приняло решение о депортации «ненадежных», некоренных народов из опасных приграничных зон. Дабы предотвратить предательство. Могла ли идти речь о предательстве России корейцами только потому, что они были корейцами? Советское правительство решило: могла. И началось «великое переселение народов». Целые села погружались в вагоны и увозились в бескрайние просторы казахстанских степей. Из уже обжитых за полвека мест их везли в никуда.

Браткова Кристина
(Ставропольский край,
г.Георгиевск, 11 класс).
«Репрессии национальных
меньшинств».



Факты о депортации народов, населявших нашу страну, известны более широко, а об иностранных гражданах, в частности польском населении, волею судьбы оказавшихся на территории СССР и его отдаленных регионах, изучены недостаточно…

Елфимова Елена (Республика Коми, г.Сыктывкар, 10 класс). «Страницы польской трагедии».

Долгое время память старшего поколения хранит представление о японских военнопленных как о самураях, ставя тем самым в один ряд настоящую военную элиту Японии, виновную в развязывании войны в Азии, и насильственную мобилизацию на фронт. И это объяснимо. Потребуется время, чтобы русские и японцы поняли, что война, фашизм, милитаризм – общий для всех народов враг, и все могут оказаться их жертвами.

Кравченко Наталья, Краскова Дарья, Селезнева Полина
(Иркутская область, г.Тайшет, 11 класс, члены
историко-просветительской
организации «Бирюса»).
«Лагерное прошлое Тайшета».

Рассматриваю бесхитростные рисунки старого альбома Анны Пронасовны: деревянные дома – бараки в лесу, внутренний быт барака с двумя печками и десятками больших и маленьких человечков.

Эти картины совсем не страшны на вид. Анна Пронасовна не стремится ни в рисунках, ни в исповеди специально подчеркивать что-то ужасное, акцентировать внимание на злом, преступном. Нет.

Она по-прибалтийски спокойно, без эмоциональной трагедийности в голосе описывает то, что было самой настоящей трагедией – с ней и с представителями ее народа.

Тарасова Мария
(Республика Коми,
г.Сосногорск, 11 класс).
«По следам «литовского этапа» (1945–1950)».

Принимая во внимание, что немцев в республике насчитывалось около 360 тысяч, пришлось бы допустить, что чуть ли не в каждой семье был диверсант или шпион.

При этом одним ударом были уничтожены все достижения советского периода, все культурные ценности: газеты, школы, библиотеки, театры, музеи, вузы и техникумы и т.д.

Еремина Надежда
(Алтайский край,
г.Рубцовск, 9 класс).
«Моя семья:
судьба российских немцев».

Эксперимент, поставленный историей с вепсами, очень показателен. Лишение их автономии, письменности, игнорирование существования народности при принятии экономических решений и изменении административных границ, «потеря» их в списке национальностей привели к падению престижа народности, что сразу же сказалось на численности вепсов.

Мурашев Александр (Ленинградская область, г.Тихвин, 10 класс). «Трудная судьба
потомков племени весь».



Чукчи – это один из самых малых народов Севера, который Великая Держава России не смогла подчинить военной силой и получать с него ясак. К моему удивлению, я узнал из книг, что этот маленький народ, вооруженный лишь копьями и стрелами, разбил в некоторых сражениях многочисленные казачьи отряды России и постоянно совершал успешные набеги на соседние племена, принявшие подданство России. И только отказ от политики применения силы позволил расположить племена чукчей к новой власти.

Вот к какому сильному народу принадлежит моя бабушка. Этим и объясняется ее оптимизм.

Абрютин Филипп (Чукотка, г.Билибино – Москва, 8 класс).
«Если бы бабушка вела дневник».

В СССР не было преобладания одной нации над другой. Если был подъем экономики, то он касался всех народов. Так же и с культурой, образованием, уровнем жизни. Если же выпадали испытания – войны, голод, эпидемии, тот же ГУЛАГ, то груз тяжкого бремени переносили все…

Тарасова Мария
(Республика Коми,
г.Сосногорск, 11 класс).
«По следам «литовского этапа» (1945–1950)».

Город Гремячинск, в котором я живу, называют «рожденным в грозу». Строился он в основном руками спецпереселенцев и немцев-трудармейцев, однако вплоть до 1989 года в юбилейных выступлениях руководителей города и на городских партийных конференциях немцев забывали упоминать в числе первостроителей города Гремячинска.

Симаков Кирилл (Пермская область, г.Гремячинск, 11 класс). «История семьи Гебель».

В районном архиве и краеведческом музее есть материалы, посвященные истории Пармы, но никто раньше не ставил цель собрать эти данные и написать историю поселка Парма. Хотя в истории Пармы выразились исторические процессы России: массовая коллективизация, индустриализация, репрессии, укрупнение колхозов, массовый отъезд амнистированных в родные места, работа в трудармии. Именно в Вишерском крае были созданы первые на Урале лагеря.

Петухов Алексей
(Пермская область, г.Красновишерск, 10 класс). «История Пармы – отчет об экспедиции по родному краю».



Край, в котором я живу, в 20–30-е годы представлял собой таежную глухомань. Работая в архиве, я наткнулась на удивительную вещь: житель станции Баская А.Азанов в 20-е годы был обязан охотиться на медведей, заготавливая мясо для Красной Армии. Судя по документу, главными обитателями этого края были дикие медведи. Но в одночасье все изменилось. Именно потому, что эта глухая сторона весьма богата полезными ископаемыми, верховные власти превратили ее в место ссылки для всех, кто по каким-то причинам не устраивал как верхние, так и нижние эшелоны власти.

Ходырева Анастасия
(Пермская область,
г.Гремячинск, 10 класс).
«Великий перелом» в истории Усьвы (коллективизация)».

Документы из моего семейного архива предоставляют возможность наиболее ярко проследить общественную жизнь моих родственников. Важной эта тема представляется мне потому, что история 20 века была крайне политизирована. Так, например, от общественного положения человека напрямую зависели его карьера, материальное положение и в какой-то мере его семейная жизнь. Наконец, каждый человек той эпохи так или иначе был связан с коммунистической партией и комсомолом.

Титова Юлия
(Владимирская область, г.Собинка, 10 класс). «Общественный выбор поколения:
убеждение или расчет».

Мой прадедушка, видимо, был среди таких активистов. Будучи членом ВКП(б) и председателем сельского совета, сын бедняка, он не мог не участвовать в раскулачивании. Подтверждением этого служит случай, произошедший уже в 70-е годы. Моя бабушка, Анна Поликарповна, в школе сделала замечание техничке Л.Белоусовой, и та в гневе воскликнула: «Вы всю жизнь спите на наших коврах!» Придя домой, бабушка спросила у дедушки, что та имела в виду. Тогда дедушка показал ей старый домотканый коврик, который он привез из родительского дома. Поселок Медвеженский, в котором жили мои дедушка и бабушка, образовался в 30-е годы из семей, которых не успели раскулачить или раскулаченных в соседних селах. Семья Кудиновых жила бедно, и, видимо, им тоже доставались домашние вещи из раскулаченных семей. Все это произошло в течение жизни одного поколения, ничто не было забыто. Самое удивительное, что семьи Кудиновых и Белоусовых, по рассказу моей мамы, дружили между собой. А поколение их детей вообще ничего не знало о былой вражде дедов и отцов.

Кудинова Анна (Мурманская область, г.Мончегорск, 9 класс). «Ниточка связи (Мой дедушка – человек советской эпохи)».



В последнее время на фоне тяжелого социально-экономического кризиса, недовольства «реформами» в обществе нарастает опасная тенденция реабилитации многих сторон политики советского государства, в частности раскулачивания. Доходит до того, что некоторые «левые» публицисты начинают проводить аналогии между теми, кто в 30-м году получил ярлык «кулака», и современными «новыми русскими», экстраполируя весь негатив последних на русских крестьян, живших 70 лет назад.

Раков Алексей
(Челябинская область, г.Троицк, 11 класс).
«Социальный портрет
раскулаченного в 1930 году
(опыт создания базы данных
по материалам Троицкого
районного архива)».

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.