У подножья Олимпа
В регионах подводят итоги школьного конкурса

Как мы уже писали, 12 мая вручением наград победителям завершился ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ–ХХ век».

Год назад он был объявлен Международным историко-просветительским, благотворительным и правозащитным обществом «Мемориал», Советом по краеведению Российской Академии образования, Кафедрой региональной истории и краеведения и Центром Устной истории Российского государственного гуманитарного университета при содействии благотворительного Фонда Форда (США).

Итоги конкурса превзошли все ожидания его устроителей: 1650 школьных работ! С Чукотки и Камчатки, из Петербурга и Мурманска, из признанных и непризнанных столиц и небольших поселков, вроде Воронежского села Урыв и Читинского Нерчинского завода. И это без каких-либо административных рычагов влияния.

Ведь «Мемориал» – организация общественная. Похоже, в России действительно начинают пробиваться на свет ростки самодеятельного гражданского общества.

Несомненными «моторами» конкурса были региональные отделения «Мемориала», разбросанные по всей России. И для них торжественным восхождением на Олимп и чествованием победителей в театре сада «Эрмитаж» конкурс не закончился.

3 июня в лекционном зале Государственной библиотеки им.И.С.Никитина в Воронеже Воронежская историко-просветительская организация «Мемориал» и отдел краеведения библиотеки подвели итоги конкурса в своем регионе.

Школьные педагоги и учащиеся, их родители, члены «Мемориала» и работники краеведческих музеев из Воронежа и даже из некоторых районов области заполнили зал.

Более ста работ были представлены на конкурс школьниками Воронежской области.

Это – четвертый показатель среди субъектов Российской Федерации, лидером среди которых явилась Свердловская область (133 работы).

Половина этих работ – из сельских районов.

В выборе предмета исследований никто из устроителей конкурса школьников не ограничивал и идеологически не направлял. А потому небезынтересно посмотреть, чему отдавали предпочтение дети и их наставники. Условно разделив все работы по семи наиболее характерным тематическим направлениям, получаем следующее: по истории семьи написано 25% работ, на краеведче-ские темы (история поселка, улицы и т.п.) – 20%, по истории политических репрессий – 17%, по истории ВОВ – 16%; история жизни простого человека стала темой 10% работ, жизнь замечательных людей (от адмирала Колчака до президента Ингушетии Аушева) – 8%, история религии – 4%.

В число победителей конкурса (104 работы), отмеченных Всероссийским жюри, вошли и воронежцы, что удалось представителям далеко не всех субъектов Федерации! Это группа девочек (Люба Перепеченых, Людмила Евстигнеева и Татьяна Шестопалова) из села Верхняя Тишанка, описавших по рассказам своих родителей, дедушек и бабушек историю возникновения, жизни и страданий религиозной общины православных христиан-«федоровцев».

Материал, собранный ими, действительно самобытен, оригинален по изложению и представляет большой исторический интерес.

В числе лучших и хроника семьи профессора ВГУ Э.П.Домашевской, составленная по материалам семейного архива ее внучками, ученицами Воронежской средней школы № 11 Верой и Валей Рудневыми. Удивительно, как тесно переплелись судьбы членов этой семьи со всеми известными важнейшими общественными явлениями России XX века.

Подпольная революционная борьба, революция, гражданская война, эмиграция, мирное строительство, массовый террор, Великая Отечественная война, борьба с разрухой и продвижение к высотам образования и науки – все здесь есть, и все изложено просто, без утайки и патетики.

Тридцать шесть работ воронежских школьников, прошедшие во второй тур Всероссийского конкурса, подверглись анализу и оценке Воронежского регионального жюри.

В его состав вошли известные воронежские исследователи и литераторы: историк и краевед А.Н.Акиньшин (председатель), доктор филологических наук и историк К.Б.Николаев, литератор И.И.Кесслер.

Это жюри подтвердило правильность выбора Московского жюри.

Из работ, в которых наиболее ярко (и положительно!) выявилось влияние школы и учителей как руководителей юных исследователей, жюри выделило коллективную работу учеников гуманитарной гимназии № 2 «Есть в Воронеже дом»–о жизни и судьбе обитателей «профессорского» дома (Воронеж, ул.Тимирязева, 1). Среди героев этого повествования вы встретите известных художников К.Н.Успенскую и В.П.Криворучко, потомка А.С.Пушкина А.О.Кологривова, фронтового хирурга А.Г. Леонтьеву, крупного ученого, экономиста-аграрника П.Н.Першина, геолога А.А.Дубянского, агрохимика М.Е.Пронина и многих, многих других. Биографические сведения о них, собранные школьниками Ю.Дьяковой, Н.Языковой, Е.Третьяковой, Е.Ковалевой, О.Ястребом, А.Москалевым, Е.Минаковым, лаконичны, глубоки и содержательны. В каждом рассказе – отблеск огня российской истории. Эта коллективная работа, выполненная под руководством педагогов И.С.Москалевой, Л.Г.Ильиной и М.А.Александровой, была отмечена высшей наградой (дипломом первой степени) и памятным подарком Воронежского регионального жюри «Мемориала».

Среди других дипломантов регионального жюри–ученицы педагогического лицея А.Лиходеева и Н.Щербакова, Дарья Гузеева из Воронежской гимназии № 9, Екатерина Малахова из села Новый Курлак и воронежская школьница Наталья Сафонова.

Школьникам были вручены книги по истории, в приобретении которых «Мемориалу» помогла организация «Яблоко». Специальный приз организации «Демократическая Россия» получил самый молодой участник конкурса, восьмиклассник гимназии № 3 Максим Гришаев.

В небольшой заметке трудно перечислить всех, добившихся успеха в этом конкурсе. И едва ли это необходимо. Важно другое. Конкурс показал, что слова А.С.Пушкина о том, что среди нас действительно жили и живут удивительные люди, Наполеоны и Декарты, жизнь которых достойна изучения и описания. Он также показал, что грустное замечание поэта о том, что мы ленивы и нелюбопытны, если и справедливо, то не по отношению к школьникам и их наставникам.

И это вселяет надежду в то, что Второй Всероссийский исторический конкурс старшеклассников на ту же тему, объявленный 21 марта с.г., пройдет не менее успешно.

А.Б.

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.

Региональный этап школьного конкурса

Екатеринбург

В ходе работы по распространению информации о всероссийском конкурсе и привлечению молодых людей к самостоятельному изучению истории в некоторых регионах были проведены собственные региональные конкурсы исследовательских работ. Конкурс, объявленный по Свердловской области, был организован Екатеринбургским отделением общества «Мемориал» при поддержке Института развития регионального образования и отдела краеведения Екатеринбургского Дворца молодежи Министерства образования области. Пока в Москве подводились итоги Всероссийского конкурса, лучшие молодые историки Свердловской области собрались на церемонии награждения победителей регионального конкурса в Екатеринбурге.В Екатеринбурге торжественно завершился областной этап Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия–XX век». Пока в Москве подводились итоги Всероссийского конкурса, в Екатеринбурге собрались авторы 16 лучших работ.

Первое место в областном конкурсе заняли Александр Дюмаев и Екатерина Гашкова из Екатеринбурга с исследованием «Педагоги и старшеклассники Урала: реальные и мнимые преступления 20–40-х годов XX века». Саша и Катя изучили более 100 архивных уголовных дел с различными пунктами статьи 58 УК РСФСР (ред. 1926 года). В полемику с ними вступила Эльвира Гареева – школьница из Артемовского района Свердловской области...Региональный конкурс исследовательских работ по истории проходил в рамках ежегодного фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала».

Отдел краеведения Екатеринбургского Дворца молодежи создал для обсуждения работ участников регионального конкурса отдельную секцию «Человек в истории» . Мальчишки и девчонки из разных уголков большой Свердловской области приехали в Екатеринбург, чтобы провести два дня в насыщенных дискуссиях, посвященных прошлому нашей истории.

Галина Шубина, региональный координатор конкурса

Награждение

6 мая в Екатеринбургском обществе «Мемориал» состоялась встреча участников конкурса «Человек в истории. Россия–
XX век».

Собралось более 40 конкурсантов из Нижнего Тагила, Ревды, Заречного, Краснотурьинска, Михайловского, Верхних Серег и вместе с ними учителя истории, родители. Пришли и те, кто только собирается приступить к работе над конкурсным заданием,–учащиеся политехнического колледжа и школы № 4 Екатеринбурга.Гости ЕО «Мемориал» ознакомились с тематическими выставками и экспозициями.

Им рассказали о деятельности «Мемориала», о его программах. Состоялось вручение призов авторам работ, отмеченных жюри Всероссийского конкурса.

Кроме того, всем конкурсантам были вручены книги в подарок от Екатеринбургского общества «Мемориал».

Директор Библиотеки главы города Екатеринбурга Н.Н.Лакедемонская вручила от имени коллектива библиотеки специальный приз Максиму Блинкову из Верхних Серег. Работа Максима «Храм. Комментарии к старым фотографиям» покорила сотрудниц библиотеки любовью к своей малой родине.

Галина Шубина

...и Пермь

В Пермской области подведены итоги исторического конкурса.

26 мая в Мемориальном музее в д. Кучино были подведены итоги регионального тура Всероссийского конкурса школьных исследовательских работ «Человек в истории. Россия – ХХ век».Состоялось чествование участников конкурса и учителей, на которое приехали 40 человек (приглашения получили 60 человек).

Отмечено 10 работ учащихся; четыре из них победили на Всероссийском конкурсе, еще шесть выделены нашим жюри. Места не присуждались, каждому был вручен диплом победителя от имени Пермского отделения «Мемориала» и Мемориального музея, книга «Годы террора», фотоальбом, буклеты.

Кроме того, были отмечены шесть учителей и руководителей работ. Троим учителям и начальнику районного архивного управления г. Гремячинска вручены диктофоны (три от Пермского отделения «Мемориала» и один от Мемориального музея). Двое учителей получили денежные премии в размере 350 руб. от Департамента образования Пермской области. Одной учительнице вручен диплом за активное участие её учеников в конкурсе. Учителя получили также небольшие подборки книг по истории репрессий и правам человека, изданных в Перми, буклеты, бюллетень Мемориального музея и т.п. Во время церемонии и подведения итогов говорилось и о II Всероссийском конкурсе, раздавались информационные материалы, плакаты.

Л.А.Обухов, региональный координатор по Пермской области