О законопроекте, ущемляющем права граждан РФ

12 апреля 2000 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект «Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год». Проект предусматривает изменение целого ряда законов, в том числе и Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», с отменой или сокращением льгот различным категориям граждан. На заседании Правления «Мемориала» 10–11 мая 2000 г. было принято решение провести экспертизу законопроекта и составить по ее итогам проект Заявления «Мемориала», а также обращение к депутатам Госдумы РФ. Второе чтение законопроекта было назначено на 21 июня. В связи с этим среди депутатов ГД было распространено «Обращение Российского общества «Мемориал», текст которого приводится ниже. Здесь же публикуются подготовленные нами в качестве пояснительной записки «Замечания по поводу рассмотрения во втором чтении проекта ФЗ…».

Российское историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» (Российский «Мемориал») обращается к депутатам Государственной Думы Российской Федерации в связи с тем, что принятый 12 апреля в первом чтении проект Федерального закона «Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» планируется к рассмотрению во втором чтении.

При этом изменено название законопроекта: «О приостановлении действия некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с вступлением в силу Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год».

Российский «Мемориал» отмечает, что для значительной части населения страны принятие данного закона фактически урезает не льготы, а компенсацию, которую государство обязано выплачивать людям, пострадавшим по вине государства или за государство. Эти выплаты и так ничтожны, на полное возмещение ущерба в казне нет средств, это понятно. Так оставьте же, господа депутаты, хотя бы эту мизерную поддержку самым нуждающимся. Российский «Мемориал» категорически против того, чтобы такие выплаты были сокращены.

Вместе с тем мы вполне понимаем и поддерживаем саму идею новой регламентации льгот и привилегий, общее направление которой состоит в фактической отмене льгот как таковых и в переходе к адресной социальной помощи, направляемой конкретно людям, которые без нее просто не могут жить. При этом новая социальная концепция нашла бы безусловную поддержку большинства населения в том случае, если в первую очередь предусматривала бы отказ от финансирования льгот и привилегий для чиновников, находящихся на государственной и муниципальной службе, для депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации. Начните, уважаемые депутаты, с себя, и тогда этот ваш шаг общество воспримет не как ущемление своих прав, а как справедливое распределение социальной помощи.

Замечания по поводу рассмотрения во втором чтении проекта Федерального закона «О приостановлении действия некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с вступлением в силу Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год».

Как видно из нового названия, законопроект претерпел существенные изменения, чему во многом способствовали многочисленные протесты трудовых коллективов, профсоюзных и правозащитных организаций. Если в первоначальной редакции проект предусматривал отмену установленных действующими законами минимальных размеров отчислений из федерального бюджета на основные социальные составляющие: науку, культуру и образование, а также бессрочное прекращение действия целого ряда других значимых статей законов, то ко второму чтению из проекта исключены все положения, предусматривавшие отмену или прекращение действия каких-либо законодательных положений. Это существенно меняет картину. Фактически сегодня предлагается закрепить на уровне специального законодательного акта отсутствие финансирования определенных социальных направлений лишь в текущем году.

Однако и в измененной редакции проект направлен главным образом не против излишних и «неадресных» льгот, на чем настаивают его авторы, а на откровенные нарушения конституционных прав человека: права на образование, культурных прав, права на труд и на социальное обеспечение.

При том, что масштабы заявленных изъятий имеют пока временное ограничение, проект по-прежнему противоречит ст. (ч. 2) Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права человека и гражданина.

На 2000 год приостанавливаются, в частности, действия некоторых норм Закона Российской Федерации от 18.10.91 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». Вносятся соответствующие изменения в статью 13 и первую часть статьи 16, а также в подпункт «в» второй части статьи 16. В связи с этим Правление Российского «Мемориала» считает целесообразным высказать некоторые замечания, связанные с предполагаемыми изменениями.

1. Поправки к статье 13 и части 1 статьи 16

Предлагается изменить следующую часть статьи 13:

«В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья, а проживавшие в сельской местности – на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья. Эти права распространяются также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении».

 

Выделенные слова («получение беспроцентной ссуды и») предлагается исключить.

Как видно, речь идет прежде всего о реабилитированных гражданах, желающих вернуться в сельскую местность к прежнему месту проживания до репрессии. Несомненно, численность этой группы лиц невелика. В нее входят граждане, стремящиеся выехать из районов Крайнего Севера и вынужденные переселенцы и беженцы, покидающие Среднюю Азию и Казахстан. Процессы миграции указанных групп населения еще достаточно сильны, а получение соответствующего статуса (беженца и вынужденного переселенца), обеспечивающего помощь государства в приобретении жилья, как правило, для них затруднительно. Так что для отдельных граждан исключаемая льгота может иметь большое значение их обустройства на прежнем месте жительства.

В то же время финансовая оценка подобного изменения закона, по мнению Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Минфина РФ, затруднена, что говорит о ничтожности затрат государства на изымаемую льготу. Какой же смысл в предлагаемом изменении?

То же относится и к праву на получение беспроцентной ссуды реабилитированными лицами и членами их семей, проживающими в сельской местности и нуждающимися в улучшении жилищных условий (статья 16, часть 1).

В прилагаемом к рассматриваемому законопроекту документе «Перечень нормативных актов, реализация которых требует дополнительных расходов, не предусматриваемых в проекте федерального бюджета на 2000 год» исключение права на беспроцентную ссуду обосновывается тем, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение безвозмездной субсидии в соответствии с постановлением Правительства РФ № 937 от 03.08.96. Этот аргумент представляется нам несостоятельным по следующим причинам.

Во-первых, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 937 от 03.08.96 субсидия из федерального бюджета выдается только определенным категориям граждан, в число которых реабилитированные не входят.

Во-вторых, выдача субсидии возможна только при наличии у ее получателя определенной части свободных денежных средств, которые он готов затратить на приобретение или строительство жилья. Столь жестких требований для получения ссуды нет.

Поэтому мы считаем недопустимым исключение этого права на ссуду, предоставляемого статьей 13 и статьей 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» сельским жителям-реабилитированным.

2. Исключение подпункта «в» части второй статьи 16:

Право реабилитированных на

«бесплатное обеспечение автомобилем класса ЗАЗ-968М при наличии медицинских показаний на мотоколяску, при отсутствии противопоказаний к вождению автомобиля».

 

Случаи получения такого автомобиля ранее имели место, хотя и были редки.

Несомненно, следует изъять из текста указание о марке автомобиля.

Но едва ли можно считать обоснованным изъятие всего подпункта, ничего не меняющее в бюджете РФ.

Статья 30 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», на которой основывается правительство, предлагая исключить подпункт «в» части второй статьи 16, говорит о праве инвалидов на

« бесплатное или льготное обеспечение специальными автотранспортными средствами»,

в то время как Закон «О реабилитации жертв политических репрессий» предусматривает право реабилитированного на бесплатное обеспечение, что, конечно, не одно и то же, а значит, и в данном случае имеющаяся льгота будет утрачена.

Таким образом, по нашему мнению, предложения Правительства РФ ущемляют права реабилитированных граждан, и соглашаться с ними не следует. Обратим внимание на то, что в данном случае при изменениях в Законе о реабилитации речь идет, по существу, не о льготах, а о возмещении ущерба, нанесенного государством своим незаконно репрессированным гражданам.

Неубедительна аргументация Правительства РФ и при внесении в Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» подобных поправок, приостанавливающих первоочередное бесплатное обеспечение легковым автомобилем при наличии соответствующих показаний, предоставление беспроцентных ссуд всем категориям пострадавших.

Вносятся соответствующие изменения в абзац 3 ст. 4 Закона «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 1999 год», в ст. 2 Закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» о финансировании пенсий из федерального бюджета в части включения в трудовой стаж периодов, не связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (норма достаточно путанная и требующая специального изучения – очевидно, во всяком случае, что она не в пользу пенсионеров).

На 2000 год приостанавливается предоставление льготных кредитов ветеранам (ст. 10, пункт 1, подпункт «б» Федерального закона «О ветеранах» ).

Предлагаемые Правительством РФ изменения в законы «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» и «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» фактически лишают некоммерческие СМИ, издательства и кинематографию самой возможности существования.

Законопроект ущемляет права, предоставленные гражданам Российской Федерации целым рядом законодательных актов. Ссылаясь на дефицит бюджета, авторы законопроекта при этом не предусматривают отказа от финансирования льгот и привилегий для чиновников, находящихся на государственной и муниципальной службе, для депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации.

 

По поручению Правления
Российского «Мемориала»,
члены Правления

В.И.Битюцкий

В.А.Кучериненко

Р.S. 21 июня после долгих дебатов депутаты Государственной Думы приняли решение не принимать законопроект во втором чтении и послать его на доработку.

Авторы выражают благодарность Л.Левинсону за помощь в подготовке этого материала.

 

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.