Художники у нас не свободны

Во вторник, 23 мая, в литературно-художественном клубе «Домик Чехова» состоялась презентация альбома лагерных рисунков Бориса Свешникова.

До сих пор графика художника практически не издавалась, а в выпущенный в 1994 году тиражом 300 экземпляров альбом не вошли работы лагерного периода.

Борис Петрович Свешников родился в 1927 году в Москве. В 1944 г. поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства. Репрессирован вместе с группой студентов в 1946 г. Из показаний на допросах: «В СССР хорошие художники не могут применять и развивать свои таланты... Художники у нас не свободны... они рисуют не то, что хотят, а то, что им скажут...» Осужден ОСО 26.12.1946 г. и приговорен к 8 годам ИТЛ. Этапирован в Ухтижемлаг Коми АССР. Рыл траншеи в замерзшем болоте. Заболел дистрофией. Стал «доходягой». Был переведен на лагпункт Ветлосян, назначен ночным сторожем в деревообделочный цех, при котором была художественная мастерская. Тайком рисовал, тайком передавал рисунки за зону. Освобожден в 1954 г. В 1956 г. реабилитирован. Вернулся в Москву. В Гослитиздате иллюстрировал множество книг таких известных авторов, как Гофман, Метерлинк, Гете, Андерсен, братья Гримм и др. (Подробнее www.memo.ru/museum/rus/graphics/
sveshnikov.htm)

Искусствовед Игорь Голомшток, написавший вступительную статью к альбому, автор известной монографии «Тоталитарное искусство», специально приехал на презентацию из Великобритании. Открывшаяся как официальное мероприятие, презентация быстро превратилась в вечер памяти художника. Выступавшие много и по-своему рассказывали о Свешникове, о своем Свешникове. Игорь Голомшток, говоря о высоких достоинствах художника, определил ему важное место в истории искусства ХХ века. По мнению искусствоведа, брутальные реалии лагеря, переданные с помощью классической техники, придали иную смысловую нагрузку жанру бытовых зарисовок. Во вступительной статье к альбому Голомшток пишет: «То, что в 1920 годах вызревало как провидчество в мансардах Монмартра, было им (Свешниковым) увидено как реальность в сталинских лагерях 1940-х». Художником были подняты целые пласты человеческого существования, обозначена идея банальности зла, столь важная для искусства прошедшего века. Председатель правления общества «Мемориал» Арсений Рогинский, курировавший издание альбома, рассказал на презентации о продолжительной работе издательства, о труде составителей, о многих людях, бескорыстно помогавших в подготовке этой книги.Свешников работал в примитивной манере, используя лишь тушь, разведенную водой, и Борису Трофимову, оформлявшему альбом, пришлось немало потрудиться, чтобы найти подходящую форму издания рисунков автора. Кира Кузьминична Пичугина, тетя автора, рассказывала о довоенном периоде жизни художника, когда еще очень молодой человек часто приходил в ее дом.

Особенно племянник любил рассматривать офорты Рембрандта. Все желающие получили на презентации по нескольку листов с факсимильным изображением работ художника. Альбом Свешникова не поступит в продажу, но будет доступен в сотне крупнейших библиотек страны. Издание альбома осуществлено Международным историко-просветительским, благотворительным и правозащитным обществом «Мемориал» благодаря поддержке Френсиса Грина (Великобритания), ассоциации «Дорога свободы» (Швейцария), Государственного центра современного искусства, просветительско-издательского центра «Звенья», центрального выставочного зала «Манеж» и литературно-художественного клуба «Домик Чехова».

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.