Проект специального союзного закона о распространении, отыскании и получении информации |
Публикуемый документ в 1967 году был направлен в Верховный Совет СССР. Ответа, разумеется, не последовало, хотя петицию подписали более 150 видных деятелей литературы, науки и искусства, среди которых Л.Копелев, В.Каверин, П.Капица, А.Сахаров, Ю.Любимов,
А.Шнитке и другие.
В ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Одним из первых декретов Советской власти был декрет о печати, полный текст которого приводится ниже:
О ПЕЧАТИ /декрет Совета Народных Комиссаров/ В тяжкий решительный час переворота и дней, непосредственно за ним следующих, Военно-Революционный Комитет вынужден был предпринять целый ряд мер против контрреволюционной печати разных оттенков. Немедленно со всех сторон поднялись крики о том, что новая социалистическая власть нарушила, таким образом, основной принцип своей программы, посягнув на свободу печати.Рабочее и Крестьянское Правительство обращает внимание населения на то, что в нашем обществе за этой либеральной ширмой фактически скрывается свобода для имущих классов, захвативших в свои руки львиную долю всей прессы, невозбранно отравлять умы и вносить смуту в сознание масс. Всякий знает, что буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Особенно в критический момент, когда новая власть, власть рабочих и крестьян, только упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага, в то время как оно не менее опасно в такие минуты, чем бомбы и пулеметы. Вот почему и были приняты временные и экстренные меры пресечения потока грязи и клеветы, в которых охотно потопила бы молодую победу народа желтая и зеленая пресса. Как только новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены; для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону. Считаясь, однако, с тем, что стеснения печати даже в критические моменты допустимы только в пределах абсолютно необходимых, Совет Народных Комиссаров постановляет:
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПЕЧАТИ 1. Закрытию подлежат лишь органы прессы: I/ призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому Правительству, 2/ сеющие смуту путем явно клеветнического извращения фактов, 3/ призывающие к деяниям явно преступного, т.е. уголовно-наказуемого характера. 2. Запрещения органов прессы, временные или постоянные, проводятся лишь по постановлению Совета Народных Комиссаров. 3. Настоящее положение имеет временный характер и будет отменено особым указом по наступлении нормальных условий общественной жизни. Подписал: Председатель Совета Народных Комиссаров Владимир Ульянов /Ленин/ 9 ноября /27 октября/ 1917 г. /Текст Декрета дан по книге «История Советской Конституции», Госюриздат, М., 1957, с. 51-52/.
Приведенный Декрет, а также статья 125 Конституции СССР, в которой указано, что свобода слова и печати гарантируется законом, предполагают издание специального закона о печати. Однако такого закона до сих пор нет. Не существует также специального закона, регулирующего распространение информации в других формах. В то же время постоянно возрастающая потребность в информации и значительное увеличение и усложнение информационного потока выдвигают множество вопросов правового характера, которые могут быть наиболее рационально решены только посредством издания специального союзного закона о распространении, отыскании и получении информации. Причем современные условия, как нам кажется, позволяют сделать этот закон в соответствии с указанным Декретом – «самым широким и прогрессивным». Положение в стране стабилизировалось настолько, что, по нашему мнению, появилась возможность поставить на обсуждение вопрос об отмене некоторых временных мер административного воздействия на печать и другие средства информации, и, в частности, вопрос об отмене цензуры. Настало время пересмотреть ряд устаревших положений некоторых нормативных актов, принятых еще в 20-30 гг., например, Декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 5 октября 1925 г. /с дополнениями от 17 сентября 1928 г. и 30 мая 1930 г./, который фактически наделяет Главлит цензорскими полномочиями и в котором, в частности, говорится: «Главное управление по делам литературы и издательства объединяет все виды политически-идеологического просмотра печатных произведений... и ...руководит: ... б/ предварительным просмотром всех предназначаемых к опубликованию, распространению и к публичному исполнению произведений как рукописных, так и печатных /издание периодических снимков, рисунков, нот, фильмов, карт и т.п./, издаваемых в РСФСР и ввозимых из-за границы; в/ составлением списков произведений печати, запрещенных к продаже, распространению и публичному исполнению...» /Текст дан по книге «Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР», М., Госюриздат, 1959, т.1, с.131/.
Цензура в нашей стране являлась одним из орудий диктатуры пролетариата. В настоящее время, как указано в Программе КПСС, «диктатура пролетариата выполнила свою историческую миссию и с точки зрения внутреннего развития перестала быть необходимой в СССР». Поэтому, как нам кажется, современным условиям гораздо больше соответствует такая форма контроля со стороны общества за распространением информации, как ответственность перед судом за нарушение законов посредством печати и других средств информации в сочетании с контролем редакторов, изготовителей и распространителей произведений. Отмена цензуры предоставит больший простор инициативе граждан и организаций. Это приведет к усилению притока информации, к большему ее разнообразию, ускорит ее прохождение и облегчит отыскание нужной информации, необходимой как для позитивной деятельности, так и для более быстрого выявления ошибок. Усиление роли судебного контроля за распространением информации в результате отмены цензуры будет иметь большое положительное значение, потому что при таком контроле, основанном не на личном мнении представителя /или представителей/ администрации, а на действующих законах, возможность ошибок гораздо меньше, чем при контроле административном. Уменьшение возможности ошибок будет обеспечиваться также тем, что судебный контроль, осуществляемый в ходе открытого судебного разбирательства, является более гласным, чем контроль административный. Могут возразить, что судебный контроль недостаточно эффективен, так как он осуществляется уже после выхода произведения в свет. Однако не следует забывать, что ответственность перед судом является основой предварительной самоцензуры авторов, редакторов, изготовителей и распространителей произведений. Кроме того, в условиях, когда большая часть средств информации принадлежит государству или субсидируемым им организациям, предварительный контроль за основной массой информации может осуществлять государство через редакторов, изготовителей и распространителей. Более того, государство может организовать оперативный контроль на стадии после изготовления, но до распространения произведений. Для этого можно обязать изготовителей и распространителей представлять первые изготовленные экземпляры произведений или сведения о репертуаре в соответствующие государственные учреждения. Сторонники существующей формы контроля за распространением информации утверждают, что цензура необходима для предотвращения разглашения государственной и военной тайны. Однако, как известно, каждого, кто имеет доступ к секретным сведениям, предупреждают о том, что эти сведения не подлежат разглашению. Поэтому случайно, по «незнанию», такой работник разгласить секретные сведения не может, а если он сознательно захочет предать их огласке, ему не сможет помешать никакая цензура. Кроме того, цензор в настоящее время фактически не решает вопрос, является материал секретным или нет. К любой публикации научно-технического характера прилагается акт компетентной экспертной комиссии, подтверждающий возможность и целесообразность опубликования данного материала. Цензор в сущности только проверяет наличие такого акта, а это может делать любой достаточно квалифицированный и компетентный редактор либо работник предприятия-изготовителя или предприятия-распространителя. Учитывая сказанное выше, убедительно просим поставить на обсуждение Верховного Совета СССР следующий законопроект:
Проект закона о распространении, отыскании и получении информации Статья I. Каждый имеет право без предварительной цензуры, но с учетом указанных ниже ограничений распространять любую информацию в любой форме. Примечание. I/ Понятие «информация» в тексте настоящего закона включает в себя понятие «художественная информация». 2/ Понятие «распространение информации» в тексте настоящего закона включает в себя любые высказывания, а также распространение любых текстов и произведений искусства. Запрещаются: I/ сообщения шпионских сведений; 2/ разглашение военной и государственной тайны, а в случаях, предусмотренных законом, также разглашение некоторых видов служебной информации, не являющейся военной или государственной тайной; З/ пропаганда захватнической войны; 4/ разжигание расовой или национальной вражды или розни; 5/ оскорбления; 6/ распространение ложной информации, причиняющей ущерб какому-либо лицу; 7/ лжесвидетельство; 8/ оскорбление нравственности; 9/ подстрекательство к совершению преступления; 10/ высказывания, имеющие характер преступного сговора; 11/ высказывания, имеющие характер пособничества при совершении преступления; 12/ угрозы совершением преступных действий; 13/ распространение произведений, а также сведений об открытиях или изобретениях без согласия автора либо законного владельца авторских прав; 14/ нарушение посредством осуществления указанного выше права правил общежития, установленных соответствующими нормативными актами. Статья 2. Любое лицо, любые группы лиц, учреждения, организации или предприятия имеют право без предварительной цензуры, но с учетом ограничений, указанных в предыдущей статье: I/ издавать любым тиражом любые издания; 2/ осуществлять постановку спектаклей, производство и демонстрацию кинофильмов, а также производство фотографий; 3/устраивать выставки, концерты и иные зрелища; 4/ осуществлять радио- и телепередачи; 5/ организовывать лекции, диспуты, а также другие мероприятия по осуществлению права, указанного в статье I. Издания, фильмы, произведения изобразительного искусства, радио- и телепередачи обязательно должны содержать сведения либо об авторе, либо о редакторе, либо об изготовителе. Статья 3. Граждане СССР, учреждения, организации и предприятия имеют право на кооперативных началах либо иным разрешенным законом способом создавать издательства, журналы, газеты, информационные агентства, театры, труппы, ансамбли, концертные организации, концертные и выставочные залы, кинотеатры, фото-, кино- теле- и радиостудии, библиотеки, лектории и другие учреждения, организации и предприятия, необходимые для осуществления прав, указанных в статьях I и 2. В случаях, предусмотренных законом, правоспособность таких учреждений, организаций и предприятий возникает в полной мере только с момента утверждения или регистрации соответствующим Советом депутатов трудящихся их устава или положения, на основании которого они действуют. Совет депутатов трудящихся может отказать в утверждении или регистрации устава или положения только в том случае, если учреждение, организация или предприятие созданы в противозаконных целях или на незаконных основаниях. Отказ должен быть оформлен мотивированным актом, который может быть в месячный срок обжалован заинтересованными лицами в суд. Если суд признает отказ незаконным, он должен вынести решение, обязывающее Совет депутатов трудящихся утвердить или зарегистрировать устав или положение учреждения, организации или предприятия.
Статья 4. Каждый имеет право на отыскание и получение любой информации с учетом ограничений, указанных в статье I или установленных законом, с целью предотвращения постороннего вмешательства в частную жизнь. Общественные и кооперативные учреждения, организации и предприятия не обязаны предоставлять информацию о своей деятельности кому-либо, кроме своих членов и работников, а также соответствующих органов государственной власти, осуществляющих контроль за деятельностью указанных учреждений, организаций и предприятий. Порядок получения для служебного пользования информации, запрещенной к распространению в соответствии со статьей I, устанавливается законом. Статья 5. Права, указанные в статьях 1-4, обеспечиваются предоставлением гражданам СССР, учреждениям, организациям и предприятиям типографий, запасов бумаги, общественных зданий и сооружений, средств связи и других материальных условий, необходимых для осуществления указанных прав. Статья 6. Лица, виновные в нарушении указанных выше ограничений, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. При этом нарушающие указанные ограничения издания, киноленты, фотографии, произведения изобразительного искусства, магнитофонные ленты, грампластинки и другие предметы могут быть изъяты, а радио- и телепередачи, выставки, спектакли, концерты, демонстрации кинофильмов и другие зрелища, а также лекции, диспуты и другие мероприятия могут быть соответственно конфискованы и запрещены по приговору или решению суда. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные выше изъятие или временное запрещение могут быть произведены органами охраны общественного порядка, которые обязаны в течение 24 часов сообщить об изъятии или запрещении судье. Судья обязан в течение следующих 24 часов утвердить либо отменить изъятие или временное запрещение, а также вынести постановление о возбуждении или отказе в возбуждении дела. Постановления суда об отмене изъятия или временного запрещения обжалованию и опротестованию не подлежат. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что изъятие или временное запрещение были заведомо неправомерными, суд обязан возбудить дело в отношении должностного лица, санкционировавшего изъятие или временное запрещение. Суд имеет право в своем приговоре, решении или определении потребовать публикации либо трансляции по радио или телевидению самого приговора, решения или определения с соответствующими приложениями, либо опровержения тех или иных сведений, указав время и место публикации или трансляции. Статья 7. Законодательные акты, противоречащие настоящему закону, утрачивают силу.
|
Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.
Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.