Преследования по религиозным и политическим мотивам в странах СНГ


Общепризнанным явлением в общественной жизни многих стран СНГ продолжают оставаться преследования по политическим, этническим и религиозным мотивам как уголовно-правового, так и внесудебного характера, которые уходят своими корнями в советские времена.

Где же и в каких политических условиях сейчас имеют место преследования именно этого вида, в первую очередь уголовные, те, что проводятся на заведомо неправовых основаниях и приводят к появлению узников совести, и те, что, не выходя за рамки формальной законности, сопровождаются нарушениями прав личности и явными несоответствиями международным стандартам?

Многочисленные факты показывают масштабы политически обусловленных уголовных преследований и внесудебных репрессий в странах Содружества на протяжении последних лет.

Ситуация, сложившаяся в этих странах, методы работы спецслужб и правоохранительных органов различаются в деталях, но общий рисунок везде сходен. Практически реализуется весь набор известных приемов – внеправовые «налеты» и избиения лиц, неугодных властям; неправомерные аресты и обыски; издевательства (вплоть до истязаний) над задержанными, фальсификации и провокации в ходе процессуальных действий; пристрастное и иезуитски формализованное правосудие.

Все это сопровождается кампаниями в подконтрольных властям средствах массовой информации с обвинениями жертв режима в антигосударственных преступлениях, публичными покаяниями обвиняемых, отказом от принципа презумпции невиновности наряду с использованием сталинского принципа коллективной ответственности.

Факты и свидетельства такого рода содержатся во множестве докладов авторитетных правозащитных организаций: Amnesty International, Human Rights Watch, общества «Мемориал», – основанные на полевых исследованиях, а также на информации, с большим трудом поступающей от местных правозащитников и журналистов.

Ряд российских правозащитных организаций (Московская Хельсинкская группа, Правозащитный центр «Мемориал», Институт прав человека, Центр экстремальной журналистики при Союзе журналистов России, Информационный центр правозащитного движения) в марте 2000 года начал работу по проекту «Преследования по политическим и религиозным мотивам в странах Содружества Независимых Государств».

Стратегическая цель нашего проекта – выработать объективное представление о правозащитной ситуации в СНГ, не ограничиваясь лишь сведениями из вторых рук, но главным образом получая информацию с места событий (от СМИ, местных и международных неправительственных организаций), и пытаться оказывать содействие в защите прав и свобод граждан в государствах бывшего СССР.

Для достижения поставленной цели нами осуществляются следующие мероприятия:

    сбор, обновление и регулярное распространение информации о происходящем в области прав человека на территории СНГ, в первую очередь о нарушениях политических и гражданских прав и свобод, связанных с характером установившихся в них политических режимов, состоянием правосознания и исторических традиций;

    выпуск пресс-релизов, проведение пресс-конференций и других публичных мероприятий в связи с фактами нарушений прав человека в государствах СНГ;

    отработка взаимодействия правозащитных организаций стран СНГ с целью проведения совместных акций по защите прав человека, регулярного обмена опытом и информацией, обобщения и анализа проблем соблюдения прав и свобод личности;

    пополнение и актуализация разработанной Правозащитным центром «Мемориал» базы данных «Политические преследования в странах СНГ» с целью составления и ежегодного обновления списков политзаключенных, использования этих данных в регулярном обмене информацией и привлечения внимания масс-медиа и общественности;

    регулярный выпуск раздела «Права человека в СНГ» в бюллетене «Хроника Московской Хельсинкской группы», выпускаемом Информационным центром правозащитного движения.

Специальное внимание в проекте уделяется проблеме преследования политических эмигрантов и выдачи беженцев из одной бывшей республики СССР в другую. Только за последние годы насчитывается несколько десятков случаев такого рода, не считая неудачных или оставшихся неизвестными попыток незаконного задержания и даже похищения граждан государств СНГ их спецслужбами. Принятая в СНГ практика экстрадиции лиц, разыскиваемых властями других государств Содружества по мотивам, имеющим прямое отношение к политическим, и связанными с ними преследованиями, остается той же, что была в советское время, и мало отличается от случаев выдачи обычных «криминальных» преступников.

Фактическую основу нашей работы дают деятельность и материалы местных наблюдателей и правозащитников. Из каждого государства, которому посвящена работа Проекта, – Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении – регулярно поступает информация о конкретных преследованиях по политическим и религиозным мотивам, другие материалы по ситуации со свободами и правами человека. Помимо этого к нам поступает множество сведений от международных организаций, из СМИ всего нашего большого региона.

Собранная в том числе и в ходе взаимных посещений этих стран информация после аналитической обработки и редактирования направляется в центральные и региональные СМИ России, в неправительственные организации и властные структуры стран СНГ.

В их числе – 9 информационных агентств, 9 каналов телевидения, 6 радиостанций, 23 зарубежных СМИ, 19 центральных газет, 4 журнала, 12 пресс-служб посольств, 47 правозащитных организаций из регионов России.

За данный период вышли один пробный и 9 регулярных выпусков «Сводки» в электронном и печатном вариантах размером от 25 до 50 страниц каждый.

Кроме этого, в каждом выпуске имеется приложение, состоящее из документов и материалов большого объема и рассылающееся только по электронной почте.


Карикатура из газеты "Kurier Polski"

Материалы проекта помещаются на web-страницу в сети Интернет (сервер общества «Мемориал»–www.memo.ru/hr/politfram.htm), где можно найти также другие тексты аналитического характера и информационные сообщения, посвященные тематике нарушений прав человека в постсоветском пространстве. В рамках Проекта проведены две встречи представителей правозащитных организаций стран СНГ (Москва, май и июль 2000 г.), посвященные организации совместной работы и проведению общих акций в защиту прав и свобод в этих странах. В них участвовали около 30 правозащитников, эксперты проекта и представители российских СМИ и НПО, Международной Хельсинкской Федерации. На последней из них в рамках конференции, посвященной 25-летию Хельсинкских соглашений 1975 г., был принят ряд заявлений и обращений, посвященных самым актуальным вопросам защиты прав человека в СНГ.

За прошедшее время нами были проведены 3 специальные пресс-конференции в московском Национальном институте прессы и один круглый стол, посвященные как конкретным нарушениям прав человека в Центральной Азии, Закавказье и Белоруссии, так и проблеме в целом. Отклики на них были опубликованы в ряде российских СМИ, которые в своих материалах часто используют сведения, получаемые благодаря работе проекта. В целом за эти месяцы отработано взаимодействие правозащитных организаций стран СНГ с целью проведения совместных акций по защите прав человека, обмена опытом и информацией, обобщения и анализа имеющих место явлений в области соблюдения прав и свобод личности. В частности, в Москве за этот период были проведены два пикета у посольств Узбекистана и Киргизии, где представители всех организаций, участвующих в проекте, протестовали против грубых нарушений гражданских свобод и прав человека в этих странах.

Руководитель проекта – Людмила Алексеева (Президент МХФ, председатель Московской Хельсинкской группы);

координатор проекта – Валентин Гефтер

(исполнительный директор Института прав человека);

эксперты проекта (по странам СНГ): сотрудники Института прав человека Алесь Гелогаев (Белоруссия) и Эльдар Оруджев (Азербайджан); руководитель Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов (Казахстан, Киргизия, Таджикистан); сотрудники Правозащитного центра «Мемориал» Виталий Пономарев (Туркменистан, Узбекистан) и Александр Соколов

(Армения, Грузия, Карабах)

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.

Предупреждение

Из материалов конференции Хельсинкского движения в Москве.

28–29 июля 2000 года в Москве состоялась конференция «Хельсинкские соглашения и права человека», организованная Международной хельсинкской федерацией и Московской Хельсинкской группой, посвященная 25-летию подписания Хельсинкских соглашений, в которой участвовали 70 представителей правозащитных организаций из 60 регионов России, представители правозащитных организаций республик бывшего СССР и международных хельсинкских комитетов.

На конференции был принят ряд писем, обращений, решений и заявлений.

Валентин Гефтер – координатор Проекта,
Эльдар Оруджев – менеджер Проекта

Конференция, посвященная 25-летию Хельсинкского заключительного акта, в которой приняли участие представители правозащитных организаций более 70 регионов России, а также правозащитные организации 14 других государств региона ОБСЕ, обращает внимание граждан на то, что в Киргизии в течение последних четырех–пяти лет осуществляется драматический переход к репрессивному режиму, стабилизируются репрессивные диктаторские режимы в Беларуссии, Узбекистане и Туркменистане.

В России в течение последнего года идет жесткое наступление на права и свободы граждан, очевиден постепенный возврат к власти секретных служб, и от нас зависит, как далеко зайдет этот процесс. Практически прекращена судебная реформа. Постепенно сокращаются возможности безопасной критики властей. Идет последовательное наступление на свободный обмен информацией.

Мы предупреждаем граждан, не реагирующих на этот процесс де-демократизации вследствие его скрытности и постепенности или же парализованных мыслью, что никакой демократизации в России вообще не было: мы можем проснуться однажды в полицейском государстве. Какой бы неполной и уродливой ни была демократия в России, она достаточна, чтобы мы могли остановить это сползание назад.

Заявление о нарушениях прав человека в Узбекистане

Мы, участники юбилейной конференции «Хельсинкские соглашения и права человека», озабочены положением с правами человека в Узбекистане. До правозащитных организаций стран СНГ доходит информация о массовых произвольных арестах, о неправомерном осуждении граждан Узбекистана за религиозные и политические убеждения, за несогласие с политическим курсом правительства Узбекистана. В подавляющем большинстве случаев узбекские суды проводят судебные процессы с грубейшими нарушениями Конституции Узбекистана, уголовно-процессуального кодекса и международных правовых норм. В следственных изоляторах и других пенитенциарных учреждениях против арестованных и заключенных применяются жестокие пытки для добывания признания в преступлениях, которых они не совершали. В тюрьмах и колониях жестоко подавляют волю заключенных, создавая нечеловеческие условия содержания. Известны многочисленные факты физического уничтожения заключенных, например в лагере 64/71 УЯ, находящемся близ поселка Жаслык в Каракалпакстане. Мы особо отмечаем реакционную атмосферу в правоохранительных органах Узбекистана, которую можно охарактеризовать как полный произвол. Известная аксиома гласит: насилие порождает насилие. Мы уверены, что политика властей Узбекистана может привести только к ответному насилию, что грозит перерастанием в гражданскую войну. Мы призываем правительство Узбекистана воздержаться от политики угроз и террора против граждан Узбекистана. Мы считаем, что правительство Узбекистана должно придерживаться обязательств, которые оно взяло на себя при подписании Хельсинкских соглашений и других международных документов по правам человека.