Не спрашивай, чему посвящена экспозиция исторического музея.

Михаил Калужский – директор Программы «Поддержка Российских СМИ» Института «Открытое общество»

Еще до того, как столица штата Джорджия Атланта стала городом Олимпиады и в ней расположилась штаб-квартира телекомпании CNN, Атланту знали благодаря двум ее знаменитостям: Мартину Лютеру Кингу и Джимми Картеру. Естественно, что в Атланте есть музеи, посвященные и тому, и другому (Картер, заметим, жив-здоров). Музей Кинга чрезвычайно интересен, музей Картера довольно скучен, но их объединяет один общий подход: в них посетитель получает представление об эпохе, в которую жили американский правозащитник и американский президент. Выйдя из музея Картера, я не мог вспомнить подробностей биографии архитектора Кэмп-Дэвида, но твердо знал, что энергетический кризис и последствия сексуальной революции были одинаково значительны для Америки 70-х. Какое представление об эпохе гражданской войны мы получим, посетив отечественные краеведческие музеи? В худшем случае в музее ничего не изменилось. В лучшем – музей постарался представить историю объективно. В таком музее всегда два одинаковых набора предметов: фотографии Фрунзе и Колчака, оружие Фрунзе и Колчака, портсигары Фрунзе и Колчака, приказы Фрунзе и Колчака… Повторение одинаковых экспонатов, порожденное стремлением к объективности, может вызвать ощущение победившей справедливости у людей старшего поколения, но нынешние подростки не поймут разницы между нашими и не нашими. Другая крайность, которой грешат отечественные музеи, – чрезмерная дидактичность. Каждый из нас, ходивший на дежурную школьную экскурсию, знает, что это такое. Одинаково поучительным может быть тон рассказа о злодеяниях красных и коричневых.

Любой краеведческий музей вольно или невольно хранит память об ушедшей эпохе. Воскресить прошлое посетитель музея может только одним способом – пережив в музейных стенах причастность к истории. Простое разглядывание фотографий, фиксирующих факты террора (большевиков, фашистов, белогвардейцев, бандеровцев, красных кхмеров), еще не дает посетителю музея чувства причастности, даже если один его прадед был красноармейцем, другой служил в Добровольческой армии, а оба деда были в лагере по разные стороны колючей проволоки.

Сегодняшний музейщик, если он работает творчески, чувствует себя Одиссеем между Сциллой объективности и Харибдой дидактики. Эта дилемма будет существовать до тех пор, пока мы будем воспринимать музей как хранилище экспонатов, фиксирующих историческую эпоху, и не более того. Такие музеи существовали долго. Однако их будущее бесперспективно. Независимо от наших желаний и вкусов мы живем в эпоху информации. Когда-то Артур Миллер писал: «Существует только то, о чем пишут в газетах». Сегодня нужно добавить радио, телевидение и интернет. Все это называется масс-медиа, и музей тоже только медиум, посредник в передаче информации, но не повседневной, а исторической.

Если говорить о традиционных и новых «медиа», то надо отметить, что в них эффектность и эффективность взаимосвязаны и все менее отделимы друг от друга. Противоречие между дидактикой и стремлением к объективности можно снять лишь единственным способом – интерактивностью. Это слово не случайно стало распространенным в эпоху интернета и телефонных звонков в прямой эфир. Интерактивность – признак того, что потребитель информации может выбирать то, что для него более интересно. Музей, принципиально ориентированный на любопытного и думающего посетителя, уже не только учреждение, собирающее, описывающее и классифицирующее материал. Такой музей становится средством доступа к актуальной информации. Но если идеального посетителя музея, заинтересованного в поиске нужной ему информации, не существует, то музей должен его создать.

Можно предвидеть возражения, которые обобщенно выглядят так: история ХХ века сложна, представить ее труднее, чем историю средних веков, а материал тоталитарных эпох противоречив по определению. Не стану спорить. Но полагаю, что именно этот материал чрезвычайно продуктивен для музейщика. Проблема не в материале. Проблема только в подаче. Да не прозвучит это цинично, но тоталитарная история, наверное, особенно интересна посетителю музея. К сожалению, российские музеи не сделали того, что придумано в двух крупнейших музеях тоталитаризма – иерусалимском «Яд ва Шем» и Музее Холокоста в Вашингтоне. Там посетитель может оставить информацию о своих родственниках или знакомых, которые оказались жертвами репрессий, и материалы музея таким образом пополняются постоянно. Есть много способов разноообразить работу музея: экспозиция, построенная по правилам игры и подразумевающая возможность выбора (направо пойдешь – один вариант развития событий, налево пойдешь – другой), компьютер, который позволяет находить информацию о событиях, отраженных в музейной экспозиции, возможность посмотреть видеофильм. Наконец, зададимся простым вопросом: сколько музеев проводят в своих залах уроки истории?

Разнообразие музейной работы позволяет превратить прошлое в личную историю, иными словами, попытаться преодолеть отчуждение индивидуальной судьбы от событий государственного масштаба. Не спрашивай, чему посвящена экспозиция исторического музея, она посвящена тебе. Если, конечно, об этом позаботились сотрудники музея.

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.