Конструирование музейных сайтов Интернет пришел в музейную жизнь несколько лет назад. 1998 год можно назвать переломным в истории музейного интернета. Именно в этом году было создано огромное количество музейных сайтов, однако около 80% из зарегистрированных 340 музейных сайтов выполнены некачественно. Среди них можно выделить группу псевдомузейных сайтов и группу интернет-путеводителей, которые являются электронной копией музейного буклета. Мне хотелось бы обратить внимание на то, что создание музейного сайта и его поддержание требуют немалых финансовых затрат со стороны музея. Будут ли средства пущены по ветру или будут работать на музей, зависит в первую очередь от профессионализма разработчиков и творческого коллектива самого музея. Как правило, музеи ставят задачу сделать не хуже, чем у других. Подход «как у других» хорошо известен нам из прошлого, но, как ни забавно, он играет на руку самому музею и всей сети интернет. Важно с чего-то начать. Самое главное – определить, какую пользу музей хочет получать от создаваемого представительства, на чем сделать акценты. Надо правильно спланировать интернет-аудиторию и понимать смежные интересы виртуального посетителя. На этом этапе мы формулируем интернет-концепцию музея. Теперь пришло время заняться стратегией создаваемого представительства, т.е. определить основные моменты развития, их очередность и продолжительность. Для каждого раздела представительства нужно заранее определить его последующее функционирование: дополнения и их периодичность, замену устаревших материалов, необходимость перевода на иностранные языки, организацию обратной связи с музеем. Перевод сайта – это тема, достойная отдельной статьи. Мне только хотелось бы обратить внимание на распространенную ошибку – создание зеркальной копии сайта на иностранном языке. Такой подход требует дополнительных средств и зачастую совершенно неоправдан. Выбор одного или нескольких языков должен быть тщательно продуман. После того, как создана и скорректирована концепция и стратегия представительства, пришло время заняться разработкой структуры сайта. Следует четко определить, что под структурой мы понимаем систематизацию информационных разделов (на самом деле у одного сайта может быть несколько структур). Структура отлична от основного меню сайта, которое является навигационным средством, и файловой структуры сайта (размещение материалов на сервере). Безусловно, они имеют много общего, но все же структура первична. Прежде всего, конечно, материал. Веб-сайт – это источник информации, поэтому внимательно подобранные и тщательно обработанные материалы определяют 90% качества создаваемого сетевого продукта. Нужно, чтобы материал готовили профессионалы, а не программисты из отдела информатизации музея. Материалы должны быть адаптированы для выбранной аудитории. Дизайн – вещь спорная. Точно можно сказать только одно – дизайн не должен затмевать материал. Дизайн – это всего лишь «обертка», которая создает настроение. Нельзя делать дизайн ради дизайна или, что бывает очень часто, для того, чтобы продемонстрировать свои умения и навыки в этой области. Дизайн тесно связан с еще одним важным аспектом любого крупного сайта – с системой навигации. Навигация должна быть не простой, а очевидной. По мнению зарубежных коллег, основополагающий принцип любой системы навигации: «не умничай – сделай простым». Элементы навигации должны быть четкими и однозначными и проходить через все разделы сайта. Вот мы подошли к предпоследней фазе создания сайта – верстке и программированию. Я бы хотел коснуться здесь и вопросов новых технологий, которые современные программисты так и норовят включить в сайт. Каждая используемая техническая новинка должна служить конкретной цели, особенно если она сужает круг возможных потребителей информации. Среди технических возможностей я бы особо рекомендовал использовать счетчики посещений, книги отзывов и другие формы интерактивности и обратной связи. Теперь у сайта начинается собственная жизнь, в течение которой требуется постоянная работа с ним. Нужно разместить и зарегистрировать сайт в сети и регулярно обновлять его. Очень многие считают сайт выпущенной книжкой. Порой музеи не осознают, что в отличие от печатной публикации работа с публикацией в интернете никогда не завершается. Сайт музея нужно обновлять и дополнять, поддерживать обратную связь, т.е. отвечать на вопросы, адресованные музею, дорабатывать разделы, учитывая поступившие предложениям. Для привлечения новых посетителей к музейному сайту надо регулярно проводить рекламные кампании в сети (регистрацию, банеры, скидки для посетителей сайта, распечатку схемы проезда и прочие элементы рекламы). Важно исследовать влияние на пользователя размещенной информации, вести статистику обращений и оценивать эффективность подачи материала. Постепенно уходят времена, когда музейные сайты делались «на коленке» знакомыми студентами. Музеи начали осознавать, что музейный сайт является лицом реального музея и многие тысячи виртуальных посетителей воспринимают музей именно таким, как он представлен в сети. Создание качественного музейного представительства – задача очень сложная и трудоемкая. Но уже сейчас правильно сконструированное музейное представительство служит музею. И его роль будет возрастать год от года. Дмитрий Ольшанский, руководитель веб-отдела ЗАО «Интернет»; Кирилл Наседкин, Президент Сети культурного наследия «Музеи России», Москва
Интернет – огромное информационное поле. Сделав небольшую выборку о нескольких интернет-проектах, было бы несправедливо ограничиться только ими. Ниже даны ссылки на сайты, связанные с музейной тематикой. http://decemb.hobby.ru/v4/index1.htm – Неофициальный Музей декабристов http://ieie.nsc.ru:8101/gulag – ГУЛАГ. По статье 58 части... http://www.museum.ru/Museum/polit_hist – Государственный музей политической истории России http://www.aha.ru/~mausoleu – очень любопытный сайт про В.И.Ленина http://other-art.rsuh.ru – Музей неофициального искусства 1950–1970-х годов «Другое искусство» http://www.museums.karelia.ru/agency – Музейное Агентство республики Карелия http://www.rik.ru – Российский институт культурологии http://www.rusmuseum.ru/center – Российский научно-практический центр по проблемам музейной педагогики http://www.sakh.com/museum/rus/cont.asp – Сахалинский областной краеведческий музей http://www.museum.nnov.ru/ads – Сервер, посвященный А.Д.Сахарову http://www.transsib.ru/gal-his.htm – Фотогалерея «Транссиб Исторический» http://xx.lipetsk.ru/win/txt/koi/txt/win/xx_04_32.shtml – «Смерть и политические репресии» в Энциклопедии смерти http://www.kht.ru/homepage/~ksuk/MUSEUM – Хабаровский краеведческий музей имени Гродекова http://www.future.museum.ru/lmp/default.htm – Лаборатория музейного проектирования Российского института культурологии http://www.shm.ru – Государственный Исторический музей |
Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.
Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.