Налоговое законодательство и третий сектор
В настоящий момент некоммерческие гражданские организации являются поставщиками социальных услуг населению (прежде всего незащищенным слоям общества). Сегодня в России действует более 70 тысяч НКО. В них работают более Принятие Министерством по налогам и сборам методических рекомендаций по порядку применения новых глав второй части Налогового кодекса и методических рекомендаций по порядку их применения, вступивших в силу 1 января 2001 года, уничтожило отличия в налогообложении, которые существовали между коммерческими и некоммерческими организациями, что поставило под удар целый сектор социальной жизни общества. Самые приблизительные подсчеты позволяют констатировать, что только прямые налоговые потери некоммерческого сектора составят около 20–30 миллионов долларов США в год, что приведет к обвальному сокращению количества социальных услуг, предоставляемых гражданскими организациями населению. Речь идет о нескольких налогах: едином социальном налоге (ЕСН), налоге на добавленную НДС и о подоходном налоге. Единый социальный налог вводится впервые, но его исчисление реально ухудшило положение некоммерческих организаций как налогоплательщиков, теперь ЕСН должен взиматься с безвозмездной помощи, так же, как он взимается с зарплаты сотрудников. Материальная помощь деньгами, продуктами, одеждой; оплата питания, лечения, обучения, средств реабилитации для детей-инвалидов; стипендии от благотворительных фондов; индивидуальные гранты, предоставленные иностранными организациями, также облагаются налогами. Именно поэтому Фонд Сороса заявлял о временном прекращении выдачи индивидуальных грантов ученым и преподавателям. Ведь с каждого гранта фонд должен был бы заплатить 35% ЕСН. Эта обязанность не прописана в самом Налоговом кодексе, но значится в методических рекомендациях. Проблемы НКО, связанные с новым Налоговым кодексом, не ограничиваются лишь единым социальным налогом. Возникают они и с уплатой НДС с безвозмездно передаваемых товаров, работ, услуг подопечным общественных организаций, то есть ветеранам, заключенным, бомжам, инвалидам, беженцам, ВИЧ-инфицированным. «Для того, чтобы правозащитные организации с каждой бесплатной консультации не платили НДС, им надо проделать громоздкие действия по бухгалтерскому учету, налоговому учету, определить рыночную стоимость консультаций, – объясняет Алла Толмасова, исполнительный директор Центра демократии и прав человека, – подать специальные заявления в налоговую инспекцию и ждать, что через какое-то время их освободят от этого налога». По новому порядку взимания налогов стоимость одного цветка, подаренного ветерану в день Победы, должна быть зафиксирована в бумагах, подаваемых в налоговую инспекцию, так же как паспортные данные и ИНН каждого ветерана, которого решила поздравить с праздником благотворительная организация. В феврале силами гражданских организаций участников «Народной Ассамблеи» (КонфОП, МХГ, Фонд защиты гласности, «Мемориал», «За здоровую Россию», Социально-экологический союз, Центр развития демократии) начались переговоры с правительством, направленные на изменение действующего законодательства. 28 марта 2001 года на нейтральной территории (Центр стратегических разработок) состоялся первый раунд переговоров НКО и правительства с участием вице-премьера В.И.Матвиенко. В рамках круглого стола Правительство признало, что вторая часть Налогового кодекса не учитывает интересы третьего сектора. Правительство предложило начать двухсторонний диалог по внесению изменений в налоговый кодекс (единый социальный налог – ЕСН, налог на добавочную стоимость – НДС, подоходный налог, налог на прибыль) и методические рекомендации МНС (по единому социальному налогу и НДС). 4 апреля состоялась встреча лидеров гражданских организаций (Центр развития демократии, «Мемориал», КонфОП) с первым заместителем министра финансов РФ С.Д.Шаталовым. Министерство финансов согласилось с предложениями по внесению изменений в Налоговый кодекс по подоходному налогу. Вопросы отосительно ЕСН и НДС были вызваны разработкой законопроекта, регламентирующего особый налоговый статус НКО. Министерство финансов согласно с предложением гражданских организаций об упрощении процедуры отчетности для НКО (с соответствующим внесением изменений в НК и методические рекомендации МНС). Поправки к НК (главе 25 «Налог на прибыль»), были внесены на рассмотрение Государственной Думой через Комитет по общественным объединениям. 28 апреля 2001 года был подписан приказ МНС «О внесении изменений и дополнений в методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога БГ 3-07/138» (текст приказа в электронном виде находится на сайте www.rnk.ru). В данном приказе было снято прямое указание на взимание ЕСН с выплат, осуществляемых благотворительными фондами третьим лицам, не связанным с ними трудовыми договорами. В настоящий момент продолжаются согласования между участниками «Народной Ассамблеи» и МНС по вопросам, связанным с исчислением НДС. При подготовке статьи использованы материалы с сайта www.csr.ru |
Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.
Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.