Дети рисуют Кавказский узел Мой привычный факультативный урок психологии (на школьном языке – «урок по выбору») в «сборной команде» 1–3-х классов на прошлой неделе прошел для меня не совсем обычно. Обычно – это когда я, обращаясь к детям, как к «независимым экспертам нашей непростой жизни», прошу их поделиться своими представлениями о том или ином событии, той или иной проблеме, тех или иных явлениях нашего быта, истории, культуры. Так мы провели с ними уже довольно много уроков: о том, почему Белый дом горел; что случилось с «Курском»; кто такие депутаты; какие проблемы есть в современной социокультурной ситуации у взрослых и детей; зачем людям компьютеры, что можно делать с помощью сети Интернет; что такое психологическая помощь взрослых детям; зачем люди смотрят сериалы, какие мультики нужны и интересны детям; что такое права человека и какие они бывают. Часто тему обсуждений подсказывают сами дети, начиная урок с рассказов о событиях и проблемах своей детской жизни. Иногда я прошу их провести мысленное сравнение каких-то событий, действий, тем, ситуаций. Например, были у нас уроки, посвященные темам «Люди ссорятся – люди мирятся», «Я в России – я в Америке», «Дети шумно играют – дети бесятся», «Ребенки и чертенки», «Я в школе – я на даче». Бывает и так, что я начинаю какую-то тему, а дети по собственной инициативе ее продолжают. Так было на уроках о психологической помощи (дети предложили обсуждать, как они сами нередко оказывают психологическую помощь взрослым), на уроке о правах человека (удивительно, но они при обсуждении права на жизнь сами связали его с мораторием на смертную казнь). Методика проведения наших уроков в своей основе содержит обращение первоначально к языку рисунка (этот язык младшим школьникам доступнее и ближе), затем – индивидуальную беседу с каждым ребенком по его рисунку. Если в рисунках детей угадываются какие-то повторяющиеся ассоциации, то они могут стать предметом специального устного группового обсуждения. Так было, например, когда большая часть детей, рисуя тему «Моя новая игрушка под названием Психолог», нарисовала эту игрушку в виде котов или кошек. Или когда, рисуя тему «Город будущего», на фоне общего разнообразия многие дети включили в свои рисунки церковные купола. Урок прошлой недели, который я отнесла к необычным, начался с моего сообщения о предстоящей командировке на Кавказ. Обычная реакция детей на такие сообщения – это вопросы о том, как это повлияет на расписание уроков, какие достопримечательности я там увижу, с кем буду встречаться. Реакцией детей в этом случае была тишина, которую еле слышно нарушила вопросом совсем маленькая девочка. Вопрос был такой: «А вас там не убьют?» О том, что именно я там буду делать, дети, как правило, не спрашивают – они полагают, что если я у них веду уроки, то и там я буду перед кем-то выступать и что-то обсуждать. Исходя из этого, я и поторопилась внести ясность: еду на международный симпозиум – обсуждать тему «Кавказский узел». А вам предлагаю нарисовать и объяснить, как вы эту тему понимаете, а также написать, о чем, как вы советуете, мы там должны говорить. Приступая к рисованию, дети, как правило, что-то приговаривают, произносят отдельные реплики, имеющие прямое или ассоциативное отношение к рисунку. На этот раз я услышала и записала такие обрывки фраз: ...кавказский госпиталь... Чечня... война... чеченские люди... солдаты... бандиты... а мой папа мусульманин... простые люди... президент Путин... Рисунки детей оказались самыми разными, но в целом их можно разделить на три группы: изображение военных действий, последствия военных действий и люди, с чьими действиями дети связывают возможность решения кавказских проблем. Приведу примеры. Изображение военных действий: Танки, самолеты, бомбы, пистолеты, пушки, пули, взрывы. На некоторых рисунках присутствуют горы. На многих рисунках – флаги. Флаги, как правило, разные. А вот боевая техника – практически одинаковая. Даже раскрашена одинаково. Более того, на этой боевой технике присутствуют звезды! Поэтому на мой вопрос о том, как определить, кто же здесь с кем воюет, дети отвечают по-разному. Например, один мальчик отличил «наш танк» по тому, что у него «звезды получше». Последствия военных действий: «Умерший солдат», кавказский госпиталь, скорая и пожарная машины, разбитый корабль, «место, где люди совершают теракты и горит флаг», очень трогательный рисунок с припиской «рухает кавказская школа». Из других пояснений к рисункам: война, убийства, пожары, голод, взрывы, болезни, уничтожают все, что попадется, «люди воюют друг с другом». Люди, с чьими действиями дети связывают возможность решения кавказских проблем:
Как прекратить войну?
(Девочка, назвавшая свой рисунок «Умерший солдат»: солдат умирает и всем говорит – живите!)
Последнее высказывание принадлежит той самой девочке, с вопроса которой и завязался этот наш необычный урок, для детей – психологии, а для взрослых, я бы рискнула сказать, – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК.
Галина Бардиер, |
Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.
Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.