Третья премия
Наталья Аксенова, Екатерина Буркова Челябинск, школа № 59, 11-й класс. Наставник: М.С.Салмина История формирования лагерей военнопленных; условия труда и быта; современное состояние захоронений. Использованы интервью и архивные материалы.
Дмитрий Артюх
Владимирская обл., г. Радужный, Наставник: А.П.Смирнова
История владимирского села
Нелли Вашкау Волгоград, школа № 106, 8-й класс Судьба женщины, ребенком оказавшейся в немецком концлагере во время Великой Отечественной войны. Инвалидность; получение немецкого имени; пребывание в детдоме в Германии после войны; усыновление немкой. Возвращение в СССР к «нашедшимся» родственникам. Героиня до конца не уверена, кто ее настоящие родители. Работа основана на интервью с привлечением материалов семейного архива.
Сергей Водяненко Современное краеведение через судьбу краеведа – история женщины, создательницы музея купцов Каменских в г. Суксун. Ее отношения с чиновниками от культуры; деятельность по созданию музея, его обустройству. В основу работы положены интервью и документы из краеведческого музея.
Анастасия Галка
Саратовская обл., г. Пугачев, Постороенное на интервью исследование судьбы семейной реликвии (фотографии) и ее влияния на судьбу семьи. Семья колхозников в 1930-е годы, участие мужчин в Великой Отечественной войне; трофей – фотография элегантной немки с дочкой, ставшая семейной реликвией, символом иной (счастливой) жизни. Фотография висела на стене «барака-муравейника» и в дальнейшем кочевала вместе с семьей.
Любовь Головина Иркутская обл., г. Братск, лицей № 1, 10-й класс. Наставник: Л.Н.Корюкина История семьи Виктора Соломоновича Сербского, родившегося в тюрьме. Репрессии против троцкистов в конце 1920-х. Политзаключенные в сталинских лагерях, лагерное сопротивление, борьба за свои права; лагерные расстрелы 1937 года. Работа основана на материалах следственных дел и интервью с В.С.Сербским.
Павел Гольцов
Липецкая обл., с. Долгоруково, Наставник: Н.И.Христенко Судьбы сельских церквей в российской провинции после революции, методы антирелигиозной борьбы, применявшиеся в 1920–1930 годах. Исследование построено на архивных материалах с использованием литературы и представляет собой итог кропотливой краеведческой поисковой деятельности.
Анна Ерина Тверь, школа № 12, 10-й класс. Наставник: Н.Т.Лебедева Дворовая компания в Твери в 1930-е годы: детские игры и занятия, домашний быт и школьная обстановка, отношения с соседями, начало Великой Отечественной войны, разбросавшей друзей, эвакуация. Работа основана на интервью.
Роман Зайцев
Пермская обл., г. Красновишерск, Создание поселка, из которого впоследствии вырос город Красновишерск. Участие заключенных и спецпоселенцев в строительстве города (рубеж 1920–1930-х годов). Работа основана на исторических публикациях и интервью с очевидцами описываемых событий.
Анна Зайчикова,
Саратовская обл., с. Успенка, Наставник: К.П.Лысяная Жизнь крестьян: деревня до революции, голод 1921 года, коллективизация и раскулачивание, закрытие церкви в конце 1930-х годов, Великая Отечественная война, голод 1946 года, современное состояние колхоза. Исследование базируется на интервью с земляками.
Вадим Иванов
Краснодар, школа № 10, 10-й класс. Оккупация Краснодара в годы Великой Отечественной войны: расстрел НКВД политзаключенных перед эвакуацией; оккупация; лагерь советских военнопленных; количество жертв: правда и вымыслы; судьба захоронений. Работа основана на интервью с привлечением архивных документов и литературы.
Андрей Карбышев, Александр Николаев, Антон Терентьев
Алтайский край, г. Камень-на-Оби, Революция, Гражданская война на Алтае: мифы и реальность. Рассматривается технология мифотворчества. Критическое осмысление публикаций советской эпохи.
Ирина Касимова
Киров, Вятская гуманитарная Наставник: Г.А.Кропанева В основе работы исполненный рефлексии, размышлений о взаимоотношениях с подругами, юношами, преподавателями дневник (1896–1897) гимназистки из г. Вятки. Проблема самоусовершенствования; самоанализ; круг чтения. Исследование носит источниковедческий характер.
Ирина Кобак
Санкт-Петербург, школа № 318, Анализ воспоминаний фронтовика. Военный быт. Курской битва, боевые действия в Германии.
Павел Кривенко
Краснодар, гимназия № 23, Социологическое исследование, основанное на интервью с источниковедческим анализом документов семейного архива. Большое внимание уделено повседневности.
Роман Масалев
Республика Карелия, г. Петрозаводск, Наставник: Е.Ю.Матвеева Причины создания ББК (1930 год), условия труда, быт заключенных. Экономическая эффективность стройки. Работа носит реферативный характер, сравниваются существующие в исторической литературе точки зрения на проблему.
Дмитрий Мищенко
Амурская обл., г. Тында, Роль репрессированных в постройке знаменитой железной дороги. Работа основана на материале местного краеведческого музея.
Алексей Наумов
Москва, школа № 1505, Наставник: Л.А.Наумов Коммунисты-подпольщики в Крыму в годы Гражданской войны; семья советских разведчиков в Германии в 1930-е годы; репрессии; Отечественная война; переписка с матерью, находящейся в лагере: жизнь на воле и в заключении. Работа основана на интервью и документах семейного архива с использованием источниковедческого подхода.
Иван Никифоров
Иркутская обл., с. Верхоленск, Наставник: А.Г.Никифоров Описание поисковой работы по реконструкции судеб людей, изображенных на фотографиях: отец с сыном опрашивают односельчан, постепенно выясняя новые факты. Православные священнослужители в провинции (1910–1950-е), история местного храма.
Валентина Обрядина
Вологодская обл., пос. Куркино, Наставник: Л.А.Шавилова Краеведческая работа (по архивным материалам, с элементами критики источников): история дворянской усадьбы; захват усадьбы крестьянами во время революции; создание совхоза в 1918 году; признание усадьбы памятником культуры; передача усадьбы под приют; переписка между ведомствами по этому поводу; последующая судьба усадьбы.
Елена Портнова
Мурманская обл., г. Мончегорск, Наставник: И.В.Солдатенкова
История семьи с акцентом на материально-бытовые условия жизни. Участие в Первой мировой войне. 1920–1930-е годы: коллективизация и пятилетки. Анализ материалов семейного архива
Александр Потапов,
Рязанская обл., г. Шацк, Шацкая средняя школа, 10-й класс; Наставник: Н.В.Потапова Судьба священника: два ареста (в 1933 и 1937 годах); возвращение к пастырской деятельности после освобождения (1947 г.). Жизнь деда автора (друга священника): деревенское детство в 1920-е годы; учеба в Школе крестьянской молодежи (1930-е гг.); студенчество в Рязани; арест в 1937 году; заключение; дальнейшая судьба. Работа в основном построена на устных источниках.
Сергей Предко
Киров, Вятская гуманитарная Наставник: Л.И.Змеева
Работа основана на интервью с матерью – учительницей русского языка в Афганистане (конец
Татьяна Пушкарева
Санкт-Петербург, школа № 349, Репрессии против немцев и финнов (ингерманландцев) в 1930–1940-е годы на примере Ленинградской области. Различные кампании, направленные против национальных меньшинств. Историческая справка об ингерманландцах, влиянии репрессий на этот народ. Анализ литературы с привлечением архивных документов из рассекреченных фондов.
Евгений Ращупкин
Ставропольский край, г. Пятигорск, Наставник: Ю.Е.Ращупкин Судьбы людей в годы сталинских репрессий, коллективизация, лагеря. Работа построена на интервью с репрессированными и их родными.
Алина Савинова Астрахань, лицей № 2, 10-й класс. Наставник: Ю.А.Макаренко Биографии двух прадедов, один из которых был музыкантом, а другой – крестьянином. Основные события: конец XIX – сороковые годы ХХ века. Жизнь оперного певца в столице до революции; переезд в провинцию из-за голода в годы Гражданской войны; работа в Вологде (церковь и музыкальный техникум) в годы нэпа; участие в Великой Отечественной войне; репрессии против оставшихся на оккупированной территории. Жизнь крестьянской семьи до революции; голод 1921 года; раскулачивание и скитания; Великая Отечественная война. Работа построена на материалах семейного архива и устных источниках.
Надежда Скрипко
Республика Карелия, Наставник: Е.И.Клинова Малолетние узники финских концлагерей в годы Великой Отечественой войны. Работа основана на материалах госархива, публикациях в прессе и интервью.
Наталья Соловьева
Республика Коми, г. Воркута, Наставник: Т.А.Петровская Создание лагерей в Коми; условия жизни и труда заключенных. Воркутлаг (1930–1950-е годы). Работа основана на литературе, документах госархива и краеведческого музея, привлечены взятые автором интервью.
Андрей Сулим
Мурманская обл., г. Мончегорск, Наставник: Е.А.Зубкова Работа основана на интервью и материалах семейного архива (есть критика источников, источниковедческий подход). Кубанские казаки до революции. Прадед – детдомовец, ставший политработником. Голод на Кубани 1921-го и 1932–1933 годов. Вступление в комсомол и карьера комсомольского функционера низшего звена в конце 1930-х. Призыв на военную службу в 1939-м и обучение в военно-политическом училище. Политрук в годы Великой Отечественной войны.
Екатерина Шиготарова
Пенза, школа № 17, 8-й класс. История пензенского монастыря, его судьба после революции, разгон монастыря, преследования монахинь (1920–1930-е годы). В основе – реферат газетных статей (в т.ч. редких публикаций 1920-х годов) с привлечением интервью старожилов.
Александра Шманкевич Иркутская обл., г. Усолье-Сибирское, лицей № 1, 10-й класс. Наставник: Т.Ю.Шманкевич История двух семей: интеллигентской и крестьянской. Жизнь до революции и во время Гражданской войны, нэп, раскулачивание, тридцатые годы, репрессии. Работа основана на воспоминаниях и интервью с родными.
Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). |