«КонфОП – Новая волна»
Итак, подведены итоги. Конкурс завершен – конкурс продолжается. Нам очень нравится эта затея. Мы надеемся, что участники конкурса – не все, но наверняка многие – не утратят интереса к истории и не перестанут размышлять о месте человека в историческом процессе. Пожалуй, впервые «Мемориалу» удалось найти столь удачную форму работы с молодежью, хотя попытки предпринимались многократно в разных регионах. Отрадно и то, что идея стала тиражироваться: во многих регионах России и в ближнем зарубежье теперь проводятся аналогичные местные конкурсы. За последние два года мы многое узнали о работе учителей-энтузиастов из самых разных уголков страны, об аналогичных проектах других общественных организаций. Это было очень интересно и заставило нас задуматься о проблемах исторического просвещения (которые не решить одними только конкурсами). Участников наших конкурсов оказалось очень много – гораздо больше, чем мы ожидали. Но из каждого отдельного города приходит не так уж много работ. Участники – это прежде всего те школьники, которые и раньше интересовались историей; конкурс только помог проявиться этому интересу. Талантливых, ярких работ гораздо больше, чем призов у жюри. В известной степени конкурс (как всякое соревнование) усиливает интерес к истории и у тех, кто в нем не участвует. Но конкурс и все, что вокруг него происходит, – это только подспорье в работе учителей и энтузиастов-общественников. Главная задача исторического просвещения сегодня состоит не в том, чтобы заставить школьников вместо старых готовых схем заучивать новые, и тем более не в том, чтобы менять местами героев и негодяев, святых и грешников. Активную гражданскую позицию нельзя вызубрить; зубрежка – пусть самых расчудесных концепций – приводит лишь к фанатизму. Задача в том, чтобы научить – если не всех, то многих – различать факт и интерпретацию, выслушивать разные точки зрения и с учетом их вырабатывать собственное мнение. История более других наук дает опыт сопоставления трактовок, дает материал для анализа и исследования. Именно поэтому столь важен опыт тех школ, где создаются краеведческие кружки и дискуссионные исторические клубы. Распутывая клубки мифов, сложившихся вокруг российской истории ХХ века на всех уровнях и во всех сферах, школьники получают бесценный опыт выработки независимого суждения. Несколько материалов, помещенных в заключительном разделе нашего бюллетеня, показывают разные пути к одной цели – воспитанию у школьников самостоятельного мышления. Вовлечение учащихся в краеведческую работу, участие их в исследовательских конкурсах, организация летних школ и лагерей, ролевые игры, разные формы самообучения и взаимного обучения школьников – все эти возможности используются в разных регионах. Надеемся, что читатели бюллетеня расскажут нам и о других формах работы с детьми, и тогда один из следующих специальных номеров мы посвятим этой теме. Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) совместно с Межрегиональной общественной организацией содействия потребительскому образованию в течение двух лет реализует проект «Всероссийский правовой лагерь старшеклассников „КонфОП – Новая волна“». В этом движении участвуют региональные молодежные общественные объединения и организации, расположенные на территории Российской Федерации, деятельность которых связана с организацией и развитием образования потребителя и потребительской культуры. В них могут входить школьники, студенты, педагоги и другие заинтересованные лица. Движение способствует развитию потребительского образования и потребительской культуры путем интеграции региональных молодежных потребительских объединений и создания единого информационного пространства. В настоящее время в регионах ведется работа по: – созданию клубов, секций, региональных центров потребительского образования и потребительской культуры; – проведению семинаров, конференций, школьных, городских конкурсов и олимпиад; – подготовке команд для участия во Всероссийском конкурсе по основам потребительских знаний как среди школьников, так и студентов; – проведению профильно-оздоровительных лагерей; – проведению и участию в телевизионных программах потребительской тематики; – подготовке потребительской рубрики в местных печатных изданиях; – подготовке статей о проведенных мероприятиях и акциях для журнала «Спрос» КонфОП; – проведению «горячих линий», консультаций по защите прав потребителей, работа в общественных приемных (под наблюдением взрослых); – просветительской деятельности; – передаче знаний своим друзьям, знакомым, родным через беседы, КВНы, агитспектакли, постановки, презентации в других школах, где не ведется потребительское образование; – оказанию помощи учителям младших классов посредством внеклассной работы; – привлечению в потребительское образование педагогов дополнительного образования для ведения его в клубах по месту жительства и в учреждениях дополнительного образования; – организации взаимодействия со всеми структурами, имеющими отношение к потребительскому образованию. С 14 по 28 июля 2001 года в поселке Солотча Рязанской обл. проводился второй Всероссийский правовой лагерь старшеклассников. В работе лагеря приняли участие 100 учащихся и 20 преподавателей из Читы, Екатеринбурга, Челябинска, Дзержинска Нижегородской области, Воронежской области, Фролово Волгоградской области, Чебоксар, Пензы, Рязани, Рязанской области, Москвы, Московской области и Гродно Республики Беларусь. Впервые в этом году в мероприятиях движения «КонфОП – Новая волна» приняли участие учащиеся из Международного историко-просветительского, правозащитного и благотворительного общества «Мемориал». Ребята вели активную работу и прекрасно влились в движение, тем самым продемонстрировав возможность и эффективность сотрудничества молодежных организаций. В программу лагеря входили мероприятия как для ребят, так и для руководителей: мастер-классы по экономике и праву, экономическая игра, КВН, презентация проекта «Виртуальный остров», спортивно-оздоровительные игры, организационно-деятельностная игра «Выборы президента». Цель, которую преследовали организаторы лагеря: – развитие лидерских качеств у старшеклассников, представляющих команды-победительницы областных этапов конкурса, и формирование умений передавать свои знания окружающим; – формирование активной социальной позиции школьников, развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей; – повышение социально-психологической компетентности школьников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими; – формирование знаний, умений и навыков, способствующих более полному пониманию и принятию идей гражданского общества; – оздоровление детей; – обмен опытом руководителей делегаций (преподавателей), создание методических материалов. Лагерь получил высокую оценку у школьников, гостей, вожатых и местных жителей! Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). |