Военная реформа в РФ

Начало нынешней военной реформе было положено еще в СССР. Ее необходимость стала очевидна уже в середине 80-х годов в связи с явно неудовлетворительным состоянием оборонного комплекса (непосильная нагрузка на экономику, гибель и травматизм в войсках в мирное время, преступления против солдат, снижение боеспособности). Проводившееся в 1987–1991 годах реформирование оборонной сферы было тесно связано с изменениями во внутренней и внешней политике, с «новым политическим мышлением». Были подготовлены и переданы в Верховный Совет проекты Концепции военной реформы и Военной доктрины СССР, включавшие принцип разумной достаточности. К моменту распада СССР военная реформа не была завершена, но многое было сделано (проведены значительные сокращения Вооруженных Сил, их вывод из стран Восточной Европы, снижено бремя военных расходов). Россия унаследовала многие наработки в области военной реформы, к сожалению, не получившие должного развития. О том, как решается проблема реформирования армии в настоящее время, читайте в приведенном материале.

Следует отметить, что в понятие военной реформы входит большой комплекс организационных, правовых, экономических и иных мер, включающих структурные преобразования, техническое переоснащение и многое другое. Изменение принципа комплектования, создание профессиональной армии – лишь одна из составляющих военной реформы, но именно она, являясь необходимым условием повышения обороноспособности страны, одновременно в наибольшей степени затрагивает жизненные интересы граждан России. Именно эта составляющая будет предметом данного краткого обзора. Насколько злободневным стал уже несколько лет назад этот аспект военной реформы, можно судить по результатам опроса, проведенного в 1996 году. «Как вы относитесь к отмене призыва в армию и созданию профессиональной армии на добровольных началах?» полностью одобряю – 42,5 скорее – 20,7 скорее не – 11,9 совершенно не – 14,4 затрудняюсь – 10,5 Опрос ВЦИОМ 21–29 марта 1996 года. Опрос проведен по выборке, представительной для взрослого населения РФ.

В соответствии с этими настроениями накануне президентских выборов, 16 мая 1996 года, были изданы Указ Президента РФ № 722 «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации на профессиональной основе» и Указ Президента РФ № 723 «О порядке направления военнослужащих срочной службы по призыву для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях». Согласно первому из них, переход к комплектованию «на основе добровольного приема граждан на военную службу по контракту с отменой призыва на военную службу» был назначен на весну 2000 года. Вторым указом устанавливалось, «что военнослужащие срочной службы по призыву направляются для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях исключительно на добровольной основе (по контракту)». Однако уже 11 ноября 1998 года название Указа № 722 было изменено Указом Президента РФ № 1356 на следующее: «О переходе к комплектованию воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, гражданами, поступающими на военную службу по контракту», упоминание об отмене призыва исчезло, а вместо конкретного срока исполнения появилась формулировка «по мере создания необходимых условий». Указ № 723 изменялся несколько раз, и 15 октября 1999 года был подписан Указ Президента РФ № 1366 «Вопросы прохождения военной службы по призыву», отменивший все предыдущие указы о порядке направления военнослужащих по призыву для участия в боевых действиях. Ликвидирован принцип добровольности участия в боевых действиях в мирное время, а срок подготовки по военно-учетным специальностям уменьшен с 12 до 6 месяцев. Менее известно, что 27 июля 1996 года было принято Постановление правительства РФ от «О порядке перевода Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск Российской Федерации на добровольную систему комплектования воинских частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях». В нем были определены конкретные этапы и сроки их исполнения. 2-й этап (до 2000 года) предусматривал «перевод в каждом военном округе на контрактную основу одного-двух соединений и частей, входящих в состав мобильных сил, которые в случае необходимости будут направляться в районы вооруженных конфликтов». Постановление было полностью провалено и в конце концов отменено.

Об этом важно напомнить, поскольку, даже если, как утверждают военные, это постановление не могло быть выполнено в полном объеме по финансовым причинам, в его рамках мог и должен был быть проведен хотя бы тот «эксперимент», который сегодня военные ведомства относят на 2004 год. Однако к вопросам военной реформы пришлось вернуться вновь. Неспособность Вооруженных Сил в их нынешнем состоянии обеспечивать обороноспособность страны, отвечать на реально возникающие угрозы становилась все более очевидной, равно как и катастрофическое положение с правопорядком в войсках. Не улучшилось и отношение граждан к военной службе, особенно молодежи. В 2000 – 2001 годах были разработаны Концепция национальной безопасности и Военная доктрина РФ, утверждены планы строительства Вооруженных Сил РФ и других войск на 2001–2005 годы. В частности, предусматривается сокращение в течение трех лет военной организации РФ на 600 тысяч военнослужащих. Военной организацией РФ называют все структуры, предназначенные для обеспечения военной и государственной безопасности, включая Вооруженные Силы. Численность последних сократится на 365 тысяч военнослужащих и 100 тысяч гражданских специалистов. С предстоящим реформированием армии многие связывают и состоявшиеся 28 марта 2001 года кадровые назначения. Президент назначил министром обороны Сергея Иванова (формально – гражданское лицо), заместителем министра обороны РФ по финансово-экономической работе – Любовь Куделину. Параллельно с этим в последние два года были разработаны и представлены высшим органам российской власти предложения политических объединений либеральной ориентации по реформированию военной организации. Объединение «Яблоко» предложило использовать благоприятную экономическую ситуацию и уже в 2000–2002 годах осуществить перевод российских Вооруженных Сил на контрактный принцип комплектования. Предложения были экономически обоснованы, что стало важным шагом на пути к военной реформе, поскольку впервые был доказательно опровергнут миф о чрезмерных финансовых затратах на переход к «контрактной» армии. Летом 2001 года Союз правых сил представил план, над которым несколько лет работали специалисты лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода (ИЭПП). Согласно этому плану, все воинские части, которые при необходимости обеспечивают решение боевых задач (регулярные войска), следует комплектовать только на добровольной основе. В то же время все военнообязанные граждане, не имеющие освобождения и отсрочки по призыву и не заявившие о своем желании проходить альтернативную гражданскую службу, должны призываться в центры подготовки военно-обученного резерва на срок 6–8 месяцев. 19 ноября 2001 года создана совместная рабочая группа СПС и «Яблока» по военной реформе. Была признана схожесть предложений двух партий. В экономических расчетах цифры отличались не больше чем на 10%. При этом план СПС позволяет снять ряд возражений, выдвигаемых оппонентами из Генштаба. Участники рабочей группы считают, что их предложения уже дали некоторые результаты, стимулировав обсуждение и разработку планов Советом безопасности и правительством. Однако позиция властей и военных в отношении реформы крайне противоречива.

Еще во 2-й декаде ноября министр обороны Сергей Иванов высказывался против изменения системы армейской службы. «Об отмене призыва говорить пока рано. Здесь нельзя быть радикалом и проводить эксперименты. Постепенно контрактников становится все больше и больше. Но это требует огромных средств, которых сейчас у государства просто нет». 21 ноября 2001 года (в день открытия Гражданского форума) состоялась встреча президента Владимира Путина с премьер-министром Михаилом Касьяновым. Представленный им документ «Материал о проведении мероприятий, связанных с переходом к комплектованию части воинских должностей военнослужащими, проходящими воинскую службу на контрактной основе» был одобрен президентом. Вслед за этим прозвучали высказывания министра обороны Сергея Иванова и заместителя начальника Генерального штаба Владислава Путилина. Из них следовало, что первый этап (подготовительный, до 2004 года) предусматривает лишь разработку конкретного плана перехода на контрактную службу. С 2005 года в каждой силовой структуре будет по одной дивизии, полностью укомплектованной контрактниками. Соответствующий период (исполнительный) продлится до 2008–2010 года, а временные рамки завершающего этапа пока не определены. Комментаторы восприняли происшедшее по-разному. Одни отметили, что, в отличие от предыдущих расплывчатых заявлений о «смешанном комплектовании», было заявлено, что, хотя и в отдаленной перспективе, конечным итогом реформ должен стать полный переход на комплектование армии по контракту. Другие расценили затягивание реформы на 10 лет как поражение реформаторов. Третьи, ссылаясь на прозвучавшие высказывания военных, задались вопросом – что же именно одобрил президент? Однако 7 декабря 2001 года состоялось совещание у председателя правительства РФ Михаила Касьянова по вопросу о реформировании армии. В обсуждении участвовали вице-премьер – министр финансов Алексей Кудрин, глава МЧС Сергей Шойгу, замминистра обороны Любовь Куделина, а также депутаты Госдумы Борис Немцов и Егор Гайдар. С основным докладом выступил начальник Генштаба Анатолий Квашнин. После совещания Михаил Касьянов сообщил, что уже к лету 2002 года будет разработана программа постепенного перехода армии на контрактную основу. При этом предусматривается сокращение срока службы по призыву. Полностью программа должна быть подготовлена в течение ближайшего года, чтобы уже в 2003 году при формировании бюджета 2004 года в него были заложены соответствующие расходы. Численный состав всех воинских формирований в стране должен быть сокращен на 600 тысяч. В конечном итоге Российская Армия должна состоять из регулярных воинских частей постоянной боеготовности, комплектуемых на сто процентов контрактниками, и из мобилизационного резерва. А начальник Управления комплектования Генерального штаба генерал-майор Валерий Астанин сообщил, что перевод армии на новую систему комплектования будет проводиться «постепенно, по мере создания экономических условий в стране и займет в лучшем случае 8 лет». «Все будет зависеть от денег», – добавил он. Очевидно, что в позициях правительства и Генштаба имеются существенные противоречия. Каковы шансы реального осуществления реформы? Представляется, что ни крайне пессимистические, ни слишком оптимистические прогнозы не имеют достаточных оснований. Пока с уверенностью можно говорить лишь о том, что в президентских и правительственных структурах идет усиленное «перетягивание каната» между противниками и сторонниками реформы. Многое будет зависеть от реакции общественности на сложившуюся ситуацию.

При составлении обзора использованы: Дайджест публикаций центральной прессы и Интернет-изданий Информационного центра правозащитного движения; материалы сайтов РДП «Яблоко»– http://www.yabloko.ru/ и газеты «Красная Звезда» http://www.redstar.ru

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.