Правильно оценить результаты борьбы за введение АГС .

Интервью с председателем Правления санкт-петербургского «Мемориала» В.Э.Шнитке (декабрь 2001 года)

– Владимир ЭдуардовиЧ, вы присутствовали на «круглом столе» по проблемам альтернативной службы. Какая цель стояла перед его организаторами и участниками?

– Для меня этот «круглый стол» был очень продуктивным и интересным с точки зрения информации. Мне кажется, что цель его проведения заключалась в том, чтобы сформулировать вопросы, которые будут заданы впоследствии на «переговорных площадках». Хорошо уже то, что чиновники «от армии» нас услышали и согласились на переговоры. При ключевых министерствах будут созданы общественные советы и, таким образом, появятся реальная возможность ведения диалога.

– Значит, вы считаете, что цель достигнута?

– Я не думаю, что цель Форума уже достигнута: пока мы получили только обещания, поэтому я считаю необходимым не снижать темпов работы, чтобы не дать представителям власти эти обещания забыть. Первый этап пройден, и можно сказать, успешно. Второй этап состоит в том, чтобы закрепить результаты дискуссий и «круглых столов» на переговорной площадке. И третий этап: сделать переговорные площадки с властью постоянными.

– Какие вопросы обсуждались на «круглом столе»?

– На «круглом столе», темой которого было введение альтернативной гражданской службы, обсуждалось множество вопросов, среди которых основным был вопрос, какой закон нам нужен: пока какой-нибудь, но срочно, или подождать, пока выработают хороший? По опыту Украины видно, что плохой закон – это закон, который все равно не работает. А исправлять законы можно очень долго, и это, как показывает практика, занятие почти бесперспективное. Военные боятся, что с введением АГС некого будет призывать в армию. Но жизнь показывает, что далеко не все пойдут на альтернативную службу, так как это работа физически тяжелая, низкооплачиваемая, да и моральные затраты велики. И потом, АГС легко организовать в городах, где развита инфраструктура и широко представлена сеть социальных услуг. Притом следует учесть, что при мизерной оплате АГС парню надо где-то жить, как-то питаться. Конечно, дешевле осуществлять территориальную АГС с тем, чтобы призывник мог проходить службу недалеко от дома, но в сельской местности это сделать весьма затруднительно.

– Как вы считаете, можно ли воспользоваться зарубежным опытом, например опытом Германии?

– В Германии практически вся социальная служба в городах держится именно на проходящих альтернативную службу. Но следует учесть, что в Германии, во-первых, ставки другие, во-вторых, срок прохождения альтернативной службы чуть больше года, а в-третьих, что, на мой взгляд, самое главное, там (по сравнению с нашими) тепличные условия. Например, санитарам в больнице (в Германии) гораздо легче работать: у них много различной техники и приспособлений для ухода за тяжелобольными, и физическая работа легче, чем в наших больницах.

– У вас, в Санкт-Петербурге, не пытались проводить эксперимент, подобный пермскому или нижегородскому?

– Когда мы в Питере хотели начать эксперимент, первые, кто проголосовал «за», были социальные службы. Эксперимент сорвался, несмотря на то, что был подготовлен полный пакет документов. Он сорвался из-за того, что мы не смогли добиться президентского Указа о гарантиях для ребят, которые пройдут у нас альтернативную службу (то есть если будет принят закон об альтернативной службе, то им не придется проходить ее еще раз, уже на «законных» основаниях).

– Так, может быть, имеет смысл поскорее разработать закон?

– Я считаю, что пока все не будет опробовано на эксперименте (в двух–трех городах), нам не удастся разработать хороший закон. Например, эксперимент в Нижнем Новгороде показал, что на альтернативную службу записалось всего 15 человек. Кто мог такое предположить? Это должно военных успокоить. Есть много моментов, которые нельзя оценить, сидя в кабинете. Когда мы решим подавать свой проект по введению АГС в Думу, к нему следует приложить отчет о проведенном эксперименте, чтобы депутаты могли оценить его результаты. Есть опасение, что мы опоздаем с принятием этого закона, потому что будет принято решение о переходе на контрактную службу. Тогда вопрос о введении альтернативной службы автоматически будет снят с повестки дня. В идеале хотелось бы иметь контрактную армию, но надо думать о реальном положении вещей. И если Германия, хорошо развитая страна, не может сразу перевести службу в армии на контрактную основу, то нам это вряд ли под силу.

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.