Пермский эксперимент по отработки модели АГС

28 августа 2001 года в волонтерском лагере, действующем на базе Мемориального музея истории политических репрессий «Пермь–36» (его адрес: Пермская область, Чусовской район, деревня Кучино, бывшая политическая зона ВС-389/36), закончилась межрегиональная АГСная смена для молодых людей, добивающихся права на замену военной службы альтернативной гражданской. В этот глухой провинциальный уголок России съехались юноши призывного возраста из Владимира, Волжска (Волгоградская область), Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Томска и, конечно, из самой Перми, где действует Пермское областное отделение международного «Мемориала», организовавшее в 1999 году самый первый в России эксперимент «Отработка модели прохождения альтернативной гражданской службы». Сейчас в пермском «Мемориале» проводится второй этап эксперимента. А с января 2000 года в проведение эксперимента по отработке модели прохождения АГС включились общественные организации еще двенадцати регионов России. Движение за введение альтернативной гражданской службы в нашей стране год от года ширится. В этой статье мы хотим рассказать о том, как и с чего оно начиналось. И сколько усилий требуется от общественных организаций, чтобы преодолеть сопротивление одних государственных структур и инерцию других, стоящих на пути построения в нашей стране гражданского общества, одной из составляющих которого является альтернативная гражданская служба.

ПредысториЯ

В 1997 году по инициативе областного отделения международного общества «Мемориал» была предпринята первая попытка провести в нашей области эксперимент по отработке модели АГС. Вместе с юристом регионального правозащитного центра Р.Марановым и председателем Совета родителей военнослужащих Прикамья А.Вракиной был разработан проект Положения о проведении локального эксперимента (с группой из 10 отказников). С просьбой поддержать эксперимент мы обратились к губернатору области Г.Игумнову, который, одобрив нашу инициативу, предложил пойти дальше: разработать проект областного закона «Об альтернативной гражданской службе в Пермской области». По распоряжению Г.Игумнова была создана рабочая группа во главе с вице-губернатором В.Щукиным. Проект закона был разработан. В главных позициях он перекликался с проектом Федерального закона об АГС, предложенным Государственной Думе первого созыва. В январе 1999 года в Законодательном собрании области прошли общественные слушания по разработанному нами проекту областного закона об АГС. В целом он был одобрен, но у участников слушаний были замечания и вопросы, которые мы собирались учесть при доработке проекта. Однако по указанию тогдашнего генерального прокурора РФ Ю.Скуратова доработка проекта была признана нецелесообразной, и рабочая группа была распущена. В 1999 году одному из членов нашего коллектива – автору этих строк (в составе делегации, организованной Московским благотворительным центром «Социальное партнерство») представилась возможность изучить опыт организации АГС в Германии, Италии и Болгарии. В делегацию также входили депутаты Государственной Думы В.В.Борщев и А.Э.Воробьев (генерал-полковник в отставке, член думского Комитета по обороне), работник аппарата президента РФ В.П.Лозбинев (полковник), специальный помощник главного военного прокурора РФ П.С.Демиденко (полковник) и другие официальные лица. Опыт, полученный во время этой поездки, лег в основу пермского эксперимента.

Первый этап эксперимента

Итак, в 1999 году мы снова вернулись к идее провести в нашей области локальный эксперимент по отработке модели прохождения АГС, чтобы: 1. создать прецедент и механизм прохождения АГС, на отсутствие которого ссылаются депутаты Государственной Думы, отказываясь принимать Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»; 2. опытным путем проверить правильность основных позиций, заложенных в проекте Федерального закона, представленном в Государственную Думу (уже нового созыва) группой Ю.Рыбакова (основные позиции этого проекта почти полностью соответствовали тем, которые были записаны в проекте В.Борщева и Э.Воробьева, отклоненном Думой). С 1 октября 1999 года по 1 октября 2000 года в рамках общественной кампании за введение АГС в России пермский «Мемориал» и Центр поддержки демократических молодежных инициатив (ЦПДМИ) при участии областной администрации и Фонда Форда осуществили проект «Отработка модели прохождения альтернативной гражданской службы в Пермской области». Основная задача проекта – создать условия, приближенные к реальному прохождению АГС молодыми людьми. Берясь за проект, мы поставили перед собой цель опытным путем получить ответы на следующие вопросы:
каким должен быть срок прохождения альтернативной гражданской службы?
какие организации могут стать базовыми для прохождения альтернативной службы (только ли государственные и муниципальные или общественные тоже)?
каковы должны быть размеры финансирования служащих АГС?
как организовать подготовку и обучение служащих АГС?
как организовать режим дня служащего АГС (питание, рабочий день, отдых)?
как решать вопросы психологической адаптации служащих АГС к условиям работы в хосписе, центре социальной защиты населения и т.д.?
где должны проживать служащие АГС (дома, в общежитии)?
как наладить контроль за прохождением АГС каждым из служащих?
какой должна быть система санкций за нарушения порядка прохождения АГС и поощрений за добросовестное исполнение обязанностей?

Мы смоделировали ситуацию, какая могла быть, если бы Федеральный закон об АГС, вобравший в себя мировой положительный опыт, был уже принят. С помощью профессионального юриста разработали все необходимые документы, в частности, Положение об эксперименте. После этого мы предложили участвовать в эксперименте десяти юношам, подавшим в призывные комиссии заявления с просьбой заменить им военную службу на альтернативную гражданскую в связи с наличием у них убеждений, не позволяющих брать в руки оружие и учиться убивать себе подобных. Важнейшим достижением проекта мы считаем участие в эксперименте на основе договоров о взаимодействии областного и городского комитетов социальной защиты населения. Содействие в реализации проекта оказывали также областные департаменты здравоохранения и образования, Комитет по делам молодежи областной администрации и т. д. При содействии областной и городской администраций участники эксперимента (после проверки их на волонтерской работе) были трудоустроены в комплексные районные центры социальной защиты 7 юношей. Хоспис и общество «Мемориал» обеспечили работой еще двоих отказников. Один юноша работал в общественной организации «Дети без дома». Наши ребята принимали участие в субботниках, проводимых «Мемориалом» и ЦПДМИ, во Всероссийской акции против войны в Чечне. В течение месяца они работали в лагере добровольного труда для АГСников на Соловецком острове. Они также участвовали во многих семинарах, конференциях, дискуссиях, информационных встречах, пресс-конференциях и т.д., организуемых ЦПДМИ для распространения идей АГС среди широких слоев населения, в первую очередь среди молодежи. Следует сказать, что тридцать пять юношей-добровольцев, участвовавших в проекте, добились через суд конституционного права на замену военной службы альтернативной гражданской. Произошло это благодаря тому, что в ходе эксперимента удалось разработать и реализовать на практике свою собственную методику подготовки «отказников». И лишь один не сумел пока пробить военкоматовскую «броню», но упорно продолжает бороться за свое право.

Суть пермской методики заключается в том, что она состоит из трех неотъемлемых частей: 1. Обязательной волонтерской стажировки «отказника» в социальной сфере, которая дает возможность юношам делом доказать свою готовность проходить альтернативную гражданскую службу и вообще на собственном опыте понять, какая работа его ждет на АГС, а руководителю этого направления проекта – понять истинность их намерений и убеждений; 2. системы юридической подготовки соискателя АГС к защите своего конституционного права в суде (юрист проекта Р.Маранов); 3. системы психологической подготовки соискателя АГС к защите своего конституционного права в суде и к работе в социальной, медицинской сферах (кандидат психологических наук Г.Иванов). За время первого этапа эксперимента в основном была отработана модель прохождения АГС в социальной сфере. На ее основе разработан пакет документов и материалов, который передан в Государственную Думу РФ и правительство. В этом пакете: проект Федерального закона об АГС (с попыткой финансового обоснования), проект Положения о прохождении альтернативной гражданской службы (то есть механизм исполнения этого закона), проект Положения о федеральном управлении по делам АГС и другие документы.

Второй этап эксперимента

С октября 2000 года мы продолжили эксперимент по отработке модели прохождения АГС еще на два года, но в рамках уже нового проекта, также поддержанного администрацией области и Фондом Форда. Проект называется «Развитие волонтерского движения и общественной кампании за введение АГС в регионах России». Название подчеркивает наше принципиальное отношение к волонтерскому и АГСному движениям как к явлениям взаимосвязанным, имеющим одну и ту же нравственную основу. В новый эксперимент, так же как и в первый, были отобраны 10 молодых людей, заявивших в призывные комиссии о своем намерении добиваться замены военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с убеждениями. С Центрами социальной помощи населению, общественными благотворительными организациями «Хоспис» и «Шаг к дому» заключены договоры о взаимодействии и оказании поддержки эксперименту, об организации трудовой программы для его участников. Информацию о конституционном праве молодежи на замену военной службы альтернативной гражданской службой мы распространяем в школах, гимназиях, лицеях, вузах. Молодые люди, участвовавшие в первом этапе эксперимента, включились во второй этап и продолжают работать инструкторами-консультантами проекта, то есть участвуют в наших психологических тренингах, в сессиях и выездных семинарах Школы «Армия добра», рассказывают о своем опыте общения с военкоматами и судами, об особенностях работы с престарелыми, немощными людьми, инвалидами, трудными подростками, о своем отношении к проектам закона об АГС, внесенным в Государственную Думу. Они же помогают нашим пермским координаторам в повседневной работе с молодежью. И все они остаются волонтерами «Мемориала». Кроме того, половина из этих ребят продолжают работать в Комплексных центрах, в Центрах для адаптации беспризорников, в хосписе и в социальной службе «Мемориала». Ведутся переговоры с областным департаментом по защите окружающей среды об устройстве нескольких альтернативщиков на работу в экологическую службу, чтобы отработать модель прохождения АГС и в этой сфере.

Ирина Кизилова, руководитель пермского эксперимента в рамках мемориальского проекта по отработке модели альтернативной гражданской службы e-mail: [email protected]

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.