Можно ли призывать на АГС, когда отсутствует федеральный закон

На этот вопрос можно было бы ответить отрицательно, если бы в Нижнем Новгороде по инициативе мэра Ю.И.Лебедева не был проведен эксперимент прохождения альтернативной гражданской службы. Сегодня же ответ положительный: призывать на альтернативную службу можно. В понедельник 15 октября 2001 года состоялось первое заседание рабочей группы призывной комиссии Нижнего Новгорода, сформированной по распоряжению мэра Ю.И.Лебедева. В нее вошли представители общественных организаций: Виктор Гурский – от Нижегородской миротворческой группы (НМГ), Нина Таганкина – от Нижегородского общества прав человека и Наталья Жукова – от Комитета солдатских матерей. На заседании рассматривались заявления 14 членов НМГ о прохождении АГС. Группа вынесла решение рекомендовать всех на рассмотрение призывной комиссией. 16 октября в малом зале администрации Нижнего Новгорода состоялось первое заседание призывной комиссии, на котором рассматривались эти заявления. Присутствовало 56 членов комиссии. На заседании было очень много представителей СМИ. Каждого призывника вызывали в зал, члены комиссии задавали вопросы, чтобы убедиться, есть ли у него убеждения, которые дают ему право на АГС. С точки зрения одного из авторов статьи Н.Таганкиной, члены комиссии в большинстве своем были убеждены, что эти молодые люди конституционное право на АГС используют как способ «откосить» от армии. Можно сказать, что первые ребята подверглись просто допросу. Ряд вопросов носили провокационный и унижающий характер. Например, спрашивали, готовы ли они три года чистить туалеты. В основном такие вопросы задавались военными комиссарами районов Нижнего Новгорода. В результате 9 человек из 14 были призваны на альтернативную службу (при условии признания годными медкомиссией: в этот осенний призыв 2001 года никто из них медкомиссию не проходил). Об одном кандидате было принято решение перенести рассмотрение вопроса на следующее заседание, так как он не зарегистрирован по месту жительства (недавно переехал в Нижний Новгород из Норильска). Четверым отказали, т.к. большинство членов комиссии посчитали, что призывники не доказали наличия у них убеждений, дающих прав на АГС. Все четверо намерены обжаловать решение призывной комиссии в суде.

16 октября мэр Нижнего Новгорода провел пресс-конференцию о призыве на АГС. Вечером этого же дня и по радио, и по телевидению (по всем местным каналам) прошла информация. Событие получило большой резонанс как на местном, так и на региональном и даже на федеральном уровне. Негативная реакция была практически только у военных ведомств. 17 октября губернатор Нижегородской области Г.Я.Ходырев провел пресс-конференцию, на которой прокомментировал принятое накануне решение начать в Нижнем Новгороде эксперимент по введению альтернативной службы. «Мы считаем, что Конституция это закон прямого действия, в то же время каких-либо запрещающих законов нет, поэтому вместе с мэром Нижнего Новгорода Юрием Лебедевым и приняли решение ввести альтернативную службу в областном центре», – объяснил губернатор. «Мы первыми в России на свой страх и риск пошли на проведение подобного эксперимента и пока считаем, что это правильный ход... Если в Нижнем Новгороде опыт удастся, а уверенность в этом есть, будем внедрять его по всей области. Надеюсь, что наши действия подтолкнут Государственную Думу на принятие закона об альтернативной службе на федеральном уровне». (Из пресс-релиза пресс-службы администрации Нижегородской области от 17 октября 2001 г.) По состоянию на 15 ноября 2001 года, призывная комиссия Нижнего Новгорода в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» вынесла решение о призыве на АГС в отношении 13 призывников. Они будут проходить АГС санитарами в Первой градской больнице скорой помощи в составе муниципального отряда, который формируется по распоряжению мэра. Противостояние военных продолжается, но изменилась тактика. Если сначала это был открытый бунт, то в дальнейшем он перешел в «холодную войну». Военкоматы не отправляют повестки на прохождение медицинского освидетельствования призывникам, прошедшим призывную комиссию и призванным на АГС; представители военкоматов – члены комиссии не являются на заседания, что приводит к тому, что призывная комиссии не может принимать решений, т.к. нет кворума. 25 октября 2001 года, по-видимому, по инициативе военных, и.о. прокурора Нижнего Новгорода Л.Денисов направил главе администрации протест на распоряжение мэра «О проведении эксперимента по созданию механизма прохождения альтернативной гражданской службы в городе Нижнем Новгороде». (Письмо от 25.10.01 за № 9-3/01 в адрес главы администрации г. Н.Новгорода Лебедева Ю.И.) Одним из оснований для отмены указанного распоряжения и.о. прокурора назвал тот факт, что в соответствии с п. «м» ст. 71 Конституции РФ функции государства, такие, как оборона и безопасность, находятся исключительно в ведении Российской Федерации. Поэтому правовое регулирование отношений, связанных с воинской обязанностью и военной службой, включая прохождение альтернативной гражданской службы, является предметом исключительного ведения РФ и не может устанавливаться ни органами государственной власти субъектов РФ, ни органами местного самоуправления. При этом господин и.о. прокурора почему-то упустил тот факт, что право на АГС установлено ч. З ст. 59 Конституции РФ и таким образом является обязательным к исполнению. Кроме того, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия наделена компетенцией выносить решения о призыве на АГС и зачислять в запас после прохождения АГС. И этим же законом к компетенции главы органа местного самоуправления отнесено формирование городской призывной комиссии. В качестве подтверждения правомерности действий мэра по организации призыва на АГС можно также привести выдержки из «Экспертного заключения на акты администрации города Нижнего Новгорода об альтернативной гражданской службе», подготовленного экспертами Независимого экспертно-правового совета. «Естественно, что прежде всего возникает вопрос, вправе ли власти Нижнего Новгорода самостоятельно решать эту проблему.

Согласно части 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации “гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законам случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой”. Отсылка к федеральному закону в тексте данного конституционного положения означает лишь уполномочивание законодателя на расширение перечня оснований для замены военной службы альтернативной гражданской, и не более того. Конечно, без законодательного урегулирования осуществлять данное право гражданина трудно, но не невозможно. Отсутствие федерального закона не может служить основанием для непризнания за гражданином права на такую замену. Регулирование прав и свобод человека отнесено Конституцией Российской Федерации (пункт «в» статьи 71) к исключительному федеральному ведению. Однако невыполнение Федеральным Собранием этой своей конституционной обязанности применительно к данному праву граждан в течение почти 8 лет дает основание нижестоящим уровням управления во временном порядке решать эту проблему самостоятельно. С этой точки зрения инициатива администрации города Нижний Новгород представляется оправданной.

Следует иметь в виду, что нижегородская администрация, как можно судить из документов, намерена использовать лиц, проходящих АГС, для решения задач, возложенных на нее Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, в частности пунктами 5, 7, 10, 13, 15–18, 28, 29 части 2 статьи 6, предусматривающими:
содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
организацию, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
организацию, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
организацию утилизации и переработки бытовых отходов;
организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
обеспечение социальной поддержки населения;
участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования.
Таким образом, в условиях правового вакуума, созданного бездействием федеральной законодательной власти, муниципальная власть Нижнего Новгорода решает и задачу реализации конституционного права граждан, и задачи социального развития города» (Экспертиза подготовлена экспертами Независимого экспертно-правового совета; Председатель НЭПС М.Ф.Полякова 22.10.01). Во время подготовки «Отчета о работе Нижегородской мировтворческой группы» к изданию правовым департаментом администрации Нижнего Новгорода подготовлен ответ прокурору об отказе в удовлетворении протеста. Возможно, дальнейшую судьбу вопроса, быть или не быть АГС в Нижнем Новгороде, будет рассматривать уже суд. Вполне естественно, что инициатива мэра Нижнего Новгорода о проведении эксперимента прохождения АГС не могла появиться на пустом месте. Ей предшествовала многолетняя работа Нижегородской миротворческой группы по защите права призывников на АГС и по отработке механизма прохождения АГС. Нижегородская миротворческая группа организовалась 23 февраля 1996 года, 30 октября 1998 года зарегистрировалась в управлении юстиции Нижегородской области как областная общественная организация. В г. Дзержинске Нижегородской области имеется филиал миротворческой группы.

Основные цели организации:
защита права гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы;
правовое просвещение молодежи;
привлечение молодежи к активному участию в социальной жизни общества, помощь в приобретении социально значимых навыков и профессий;
помощь и уход за одинокими инвалидами, больными детьми и стариками;
участие в благотворительных и волонтерских акциях. За все время деятельности НМГ за помощью в отстаивании своего права на альтернативную гражданскую службу обратилось 450 призывников, из них 82 – из области. Из числа всех обратившихся 47 указали на наличие религиозных убеждений, остальные на пацифистские убеждения. Все они и при необходимости их родители систематически получали юридическую помощь в подготовке обращений, запросов, жалоб в соответствующие инстанции. Еженедельно по пятницам в 18 часов Нижегородская миротворческая группа собирает всех молодых людей, которые по своим убеждениям и вероисповеданию хотят реализовать свое право на альтернативную гражданскую службу и готовы делом доказать свои убеждения. Более 90 юношам оказана непосредственная помощь в представлении их интересов в суде по обжалованию неправомерных действий призывных комиссий. На сегодня выиграно всего два дела: самое первое в 1997 году в Дзержинском городском суде и второе – в мае 2001 года в Воротынском районном суде. Областной суд, как кассационная инстанция, также оставляет решения судов первой инстанции в силе. Основная причина отказов – отсутствие Федерального закона об альтернативной гражданской службе и соответственно отсутствие правового механизма реализации права, гарантированного Конституцией. Во всех случаях суд руководствовался позицией военных, а не Конституцией РФ. «Отсутствие до настоящего времени Федерального закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает препятствия для осуществления гражданами их права на АГС. Поэтому Вы подлежите призыву на военную службу». (Из письма исх. № 26-02-10-197 от 10.05.00 председателя призывной комиссии Нижнего Новгорода А.В.Разумовского призывнику Ш.И.Аджиеву.) Военный комиссариат Нижегородской области также поддерживает эту точку зрения. «Вы и сами знаете, что такого закона нет, следовательно, и путей реализации Вашего права пока тоже нет». (Из письма исх. № 2/682 от 31.05.00 полковника Е.Шашкова призывнику В.Н.Гряшанину.). Но поскольку конституционное право является непосредственно действующим, независимо от того, принят соответствующий закон или нет, то реально из числа обратившихся к нам за помощью призывников на военную службу призвано 3 человека, которые изменили свою позицию и добровольно пошли в армию. В 1999–2001 годах НМГ участвовала в реализации двух проектов: первый – создание возможности для участия молодежи в решении социально значимых проблем общества на территории Нижнего Новгорода и области, поддержанный Фондом Форда, и второй – «Реализация возможностей участия молодежи в решении социально значимых проблем общества на территории города Нижнего Новгорода и области 2000–2001», поддержанный фондом «Созидание».

Нина Таганкина, юрист, президент Нижегородской миротворческой группы; Виктор Гурский, секретарь Нижегородской миротворческой группы

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.