Италия, Польша, Украина

Статья 52 итальянской Конституции 1945 года утверждает, что «защита государства – священная обязанность гражданина» и что «военная служба обязательна в пределах, установленных законом». Эта формулировка не предусматривала отказа по убеждениям в какой-либо форме. Но она позволяла в последующих законодательных актах определить, как воинская повинность может модифицироваться в свете социальных перемен. Законодательство 1950 года разрешило прохождение службы в нестроевых частях. Закон 1966 года распространил освобождение от строевой службы на молодых людей, выполняющих гражданскую службу в развивающихся странах. Закон 1972 года признал право на отказ по убеждениям для тех, «кто заявил об отказе от применения оружия при любых обстоятельствах в силу убеждений, основанных на общей жизненной концепции религиозного, философского или морального характера». Эти мотивы, религиозные и светские, но не политические, составили основу для отказа по убеждениям в Италии. Закон 1972 года также установил, что отказники могут выполнять альтернативную гражданскую службу. Отказники могли работать в области общественных работ, социальной защиты, образования, экологии. В случае войны отказники могли быть направлены в нестроевые части, даже если это влекло за собой определенный физический риск.

Ранее эта служба была на 8 месяцев дольше военной (20 месяцев) С 1989 года гражданская и военная службы одинаковы по продолжительности. До 1972 года число отказников было незначительно и большинство среди них составляли Свидетели Иеговы. Большинство из них были отданы под суд. С 1972 года число отказников резко возросло: 200 в 1973-м, 1000 в 1977-м, 4000 в 1980-м, 6000 в 1988-м и около 14 000 в 1989-м.

Польша

Закон об обороне 1967 года предусматривает службу без оружия в воинских частях – двухмесячные курсы гражданской обороны и затем работа в шахтах. С 1980 года такую службу могли проходить религиозные и «светские» отказники. В 1980-е годы видные политические деятели, правозащитные и религиозные организации (Лех Валенса, Движение «За мир и свободу», Римская католическая церковь) развернули кампанию за признание права на отказ по убеждениям и за освобождение заключенных-отказников. Право на отказ по убеждениям было включено в Закон об обороне 1998 года – Польша первая из стран Варшавского блока признала это право (примеру Польши последовали Болгария и Босния, Словакия и Словения). Законодательной базой является Закон о гражданской службе 1992 года. Он признает правомочными для сознательного отказа как религиозные, так и моральные убеждения. Законодательство не предусматривает признания права на отказ по убеждениям в военное время. Продолжительность альтернативной службы составляет 24 месяца (9 месяцев – для студентов высшей школы). АГС находится в ведении Министерства труда и соцобеспечения в кооперации с органами местной администрации. Она может проходить в здравоохранении, природосберегающих и общественных службах. Размер заработной платы установлен меньше размера минимального оклада. Большой проблемой является нехватка рабочих мест для отказников, в частности, из-за того, что зарплату им платит не государство, а работодатели. Часто это ведет к эксплуатации отказников, их отправляют на те виды работ, от которых отказываются вольнонаемные работники. Из-за этого и из-за высокого уровня безработицы отказники иногда ждут годами, пока будет предоставлено рабочее место. В 1993 году таких было 6400, в 1996-м их число возросло до 10 000 (это 75% отказников). Хотя Закон 1992 года не разрешает отказникам самостоятельно выбирать место прохождения АГС, многие, по-видимому, были вынуждены как-то «устраиваться» с рабочим местом.

Украина

Право на отказ по убеждениям гарантировано ст. 35 Конституции 1996 года. В 1992 году был принят Указ об альтернативной службе, в котором, однако, легитимным признается только отказ от военной службы по религиозным убеждениям. Согласно статье 2, «граждане Украины, имеющие твердые религиозные убеждения, являющиеся членами религиозных организаций и кому конфессиональные правила не позволяют проходить службу в Вооруженных Силах, обладают правом на альтернативную службу». Продолжительность альтернативной службы 36 месяцев, в два раза больше, чем военная служба. АГС может проходить только в государственном секторе, а именно в соцобеспечении, здравоохранении, охране окружающей среды или сельском хозяйстве. Также альтернативная служба может включать в себя нестроевую службу – например, материальное снабжение войсковых частей. Наряду с этим практикуется прохождение АГС в стройбатах. В 1994 году правительством для 300 призывников разрешено прохождение АГС в гражданских госструктурах.

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.