При подготовке статьи использованы материалы сборника «Возвращенные имена» под редакцией В.М.Кириллова

Вспомним забытых

В этом номере мы публикуем несколько материалов, связанных общей темой – увековечения памяти жертв политических репрессий. Эта тема актуальна не только для нашей страны и для бывшего СССР. Те же задачи встают и перед странами бывшего социалистического лагеря (мы публикуем здесь материал о работе наших польских коллег). Со сходными проблемами сталкиваются и исследователи, занимающиеся историей холокоста (об этом также идет речь в одной из статей раздела). Мы намерены продолжать эту тему в следующих номерах – к сожалению, нет оснований надеяться, что проблемы будут в обозримом будущем решены, а недавний акт вандализма в Санкт-Петербурге показывает, что трагедия прошлого далеко еще не осознана обществом и необходима постоянная настойчивая просветительская работа, обращенная ко всем группам населения.

В мае 2000 года при поддержке благотворительного Фонда Форда и Международного «Мемориала» была проведена международная научно-практическая конференция по теме «Проблемы создания Единого электронного банка данных жертв политических репрессий в СССР».

Эта конференция инициировала проект «Возвращенные имена» и избрала Рабочую группу для его координации. В 2000–2002 годах на первом (подготовительном) этапе реализации проекта было запланировано:
осуществить сбор информации о государственных, общественных организациях и частных лицах, изучающих историю репрессий в СССР;
разработать единые методики описания источников и необходимые компьютерные программы;
создать первые региональные центры и партнерскую сеть;
объединить их базы данных и поместить эту информацию в Интернете. Выполнение этих задач стало возможным благодаря финансовой поддержке московского представительства Фонда Форда.

В 2001 году координаторами в своих регионах был проведен мониторинг состояния работы над Книгами памяти в Российской Федерации, Книгами скорби в Казахстане и книгами серии «Реабилитированные историей» на Украине, а также определен предварительный состав партнерских организаций. Координацию всей этой деятельности осуществлял Нижнетагильский государственный педагогический институт. Первоначально были определены 7 координационных центров (5 – в РФ, 1 – в Казахстане, 1 – на Украине):
Северо-Западный регион Европейской части РФ – Санкт-Петербург (Российская национальная библиотека, координатор А.Я.Разумов);
Центральный и Южный регионы – Москва (НИПЦ «Мемориал» – Я.З.Рачинский);
Уральский регион (РФ) – Нижний Тагил (лаборатория «Историческая информатика» при НТГПИ – В.М.Кириллов);
Западносибирский регион (РФ) – Томск («Мемориал» – Б.П.Тренин);
Восточносибирский и Дальневосточный регионы (РФ) – Красноярск («Мемориал» – А.А.Бабий);
Южный регион Украины – Одесса (Одесский академический центр Международной академии наук и искусств – Л.В.Ковальчук);
Казахстан – Алма-Ата (Национальная академия наук, КИПОД «Адилет» – координатор С.А.Жакишева). В 2002 году совместно с благотворительным фондом «Точка опоры» были проведены конкурс партнерских организаций и семинары-тренинги для участников конкурса. (По условиям гранта в конкурсе смогли принять участие только российские организации.) Российские региональные центры (кроме Томска) приступили к работе с партнерскими организациями, выявленными в результате мониторинга (23 из них по результатам конкурса получили гранты от фонда «Точка опоры»). Методическим центром проекта стал НИПЦ «Мемориал» в Москве. Его задача – разработка методических пособий и рекомендаций по описанию различных типов источников и категорий репрессированных, а также составление разнообразных справочников для Банка данных «Возвращенные имена» (далее БДВИ) по административно-территориальному делению, национальностям, видам репрессий и их юридическим основаниям, по репрессивным органам и т.д. Роль технического центра выполняют ЗАО «Максофт» и красноярский «Мемориал». В Красноярске разрабатываются унифицированная локальная база данных, методические рекомендации по работе с нею для операторов ЭВМ, а также информационная система всего проекта в целом. В дальнейшем всем участникам партнерской сети предстоит овладеть методикой этой работы.

На сегодняшний день в Книгах памяти и списках в основном собрана информация о репрессированных по ст. 58 УК РСФСР (и ее аналогов в кодексах союзных республик), на втором месте – более 285 000 персоналий по РФ – депортированные народы. Существенно меньше сведений о раскулаченных, и только начинается работа по сбору информации о трудмобилизованных советских немцах (около 35 000 чел.). Всего в пределах России собрана информация (в Книгах памяти и списках) примерно о 1 363 000 репрессированных, в Казахстане – 109 000, на Украине – 927 000 человек, в Белоруссии в ЭБД – 74 000 чел. При работе с партнерскими организациями финансовой поддержкой, к сожалению, была обеспечена деятельность только российских организаций. Несмотря на это, координационные центры на Украине и в Казахстане участвуют в проекте за счет собственных средств.

Важным условием плодотворной кооперации усилий в рамках проекта являются унификация методик работы с источниками и электронными базами данных, обучение этим методикам партнерских организаций. Уже на первых этапах реализации проекта выявились глубина и неизученность проблем, которые нужно решить для достижения его главной цели – создания единой для всего постсоветского пространства Книги памяти. Проблемы эти лежат в различных областях гуманитарного знания, и подходы к их решению пока только обозначаются. До сего дня в пределах СНГ (да и за его пределами) нет книги, где бы автор или коллектив авторов попытались хотя бы удовлетворительно описать (не говоря уж о том, чтобы проанализировать) основные комплексы документальных источников по истории репрессий. Нелегко найти и специалиста, который был бы осведомлен о состоянии того или иного источника на протяжении всего периода советской власти – более 70 лет. Немногим лучше обстоит дело и в области подготовки справочников. Если говорить только об одной части справочника по советской судебной системе, то нет ни одной публикации, где приводился бы перечень лагерных судов.

А ведь с 1944 по 1953 год лагерные суды – полноправная и количественно весомая составная часть советской системы юстиции. Все это связано со спецификой источников по истории репрессий. Их научное освоение началось не так давно, к тому же далеко не решены проблемы доступа к некоторым разновидностям источников, а порой и к целым документальным пластам. Однако в ходе дискуссий между участниками проекта возобладал подход, предполагающий не сокращение и упрощение задач проекта, а, наоборот, их полное решение.

В соответствии с этим решением на 2002 год было запланировано создать 9 методических пособий, которые должны описывать:
источники, связанные с уголовными репрессиями (архивно-следственные, надзорные дела);
групповые источники (картотеки, арестные списки, протоколы заседаний внесудебных органов, акты о расстрелах и т.п.);
источники, связанные с отбыванием срока заключения в лагерях и тюрьмах (дела заключенных, картотеки, списки);
источники, связанные с административными выселениями, депортациями, принудительными мобилизациями, спецпоселением (дела, картотеки, списки);
источники, связанные с проверочно-фильтрационными процедурами, которым подвергались военнопленные и лица, вернувшиеся с принудительных работ в Германии после Второй мировой войны (фильтрационные дела, картотеки, списки);
источники, связанные с лишением или ограничением гражданских прав;
источники, связанные с преследованием членов семей репрессированных;
источники, связанные с внесудебными психиатрическими преследованиями;
источники, связанные с судьбой иностранных военнопленных и интернированных.

Для полноценного функционирования БДВИ и обеспечения эффективных возможностей поиска создаются следующие основные справочники:
1. Справочник административно-территориального деления (унифицирует поиск по местам рождения, проживания, работы, заключения, ссылки и т.п.);
2. Справочник мест заключения (лагеря);
3. Справочник «Судебные, квазисудебные и административные органы, имеющие право выносить репрессивные и/или реабилитационные решения»;
4. Перечни формулировок обвинения и реабилитации (синхронизация статей уголовных кодексов и нормативных актов разного времени и разных союзных республик);
5. Справочник национальностей и указаний на гражданство;
6. Рубрикатор «Сферы деятельности» (обеспечение поисковых возможностей для информации из полей «образование», «специальность/профессия» и «место работы/должность»).

Следует особо подчеркнуть, что без перечисленных методических разработок и справочников невозможно создание унифицированной электронной базы данных, с которой могли бы работать все участники партнерской сети проекта.

В связи со сложностью и уникальностью задач, стоящих перед участниками проекта, пришлось значительно скорректировать темпы создания унифицированных методик. Фактически можно было опираться только на разработки тех исследователей и практиков, которые давно занимаются изучением темы репрессий в рамках различных общественных или научных организаций. Методические разработки (пособия, источниковедческие статьи и очерки) для участников семинаров-тренингов партнерских организаций опубликованы в сборнике «Материалы к семинарам-тренингам» (Нижний Тагил, 2002). Проделана значительная работа по созданию вспомогательных справочников. Полностью готовы и переданы техническому центру проекта справочники по лагерям и по национальностям. Справочник по административно-территориальному в целом доведен до 1937 года, по отдельным регионам до 1929-го. Для этого уникального (по своей масштабности и сложности) справочника разработана специальная оболочка, не требующая мощных компьютеров. Разработана рабочая версия структуры справочника репрессированных органов. Закончены сбор и обработка информации о центральных органах советской системы юстиции.

Начата подготовка необходимых классификаторов местных структур. Готовые к настоящему моменту элементы этих классификаторов (например, перечни фронтов, флотов периода Великой Отечественной войны, которые требуются не только для стандартизации данных о репрессивном органе, но и о месте службы репрессированного перед арестом, высылкой, пленом и т.п.) уже сейчас могут быть использованы в работе региональных исследовательских групп.

Весной 2003 года будут подведены итоги годовой работы партнерской сети и станет возможно оценить влияние проекта на работу государственных и общественных организаций по увековечению памяти жертв политических репрессий.

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.