Хроника дела Сахаровского центраДело Сахаровского Центра С 14 по 18 января 2003 года в Музее и общественном Центре им.Сахарова прошла выставка "Осторожно, религия!". Выставка вызвала резкое осуждение со стороны официальных представителей РПЦ. 18 января шесть религиозных фанатиков разгромили выставку. Они залили краской картины и разбили стекла. 19 января по факту происшествия возбуждено уголовное дело по статье 213 часть 1 ("хулиганство"). 22 августа 2003. Уголовное дело против погромщиков было прекращено. 13 февраля 2004. К генпрокурору РФ Владимиру Устинову с просьбой возбудить уголовное дело против организаторов выставки обратились депутаты Госдумы. 28 февраля 2004. Таганская межрайонная прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по ст. 282 УК РФ против организаторов и участников выставки "Осторожно, религия!". 15 июня 2004. В Таганском районном суде Москвы начался суд над Юрием Самодуровым, директором Музея и общественного центра "Мир, прогресс, права человека" им. А Д Сахарова, сотрудником Музея Людмилой Василовской и поэтом Анной Альчук (Михальчук). За проведение в январе 2003 г. выставки современного искусства "Осторожно, религия!", их обвиняют по ст. 282 УК РФ. Прокуратура сочла их преступной группой, разжигающей национальную и религиозную вражду. Грозящее им максимальное наказание — пять лет лишения свободы. Это первое в современной Европе уголовное преследование за "богохульство" в художественных произведениях. 29 июня 2004. Решением Президиума Московского городского суда под председательством О.Егоровой процесс возобновлен. Свое решение Президиум суда мотивировал тем, что "Предъявление нового обвинения и составление обвинительного заключения без возобновления предварительного расследования и производства ряда следственных действий невозможно". 16 сентября 2004. Назначено новое судебное заседание по делу сотрудников Сахаровского Центра. Ноябрь-декабрь 2004. Суд над сотрудниками Сахаровского Центра продолжается. Некоторые особенности суда напоминают о процессах над инакомыслящими в 1970-х и над еретиками в Средние века. В 1970-е все места в зале в зале суда занимали "представители советской общественности", и таким образом формально открытый судебный процесс de facto становился закрытым. Активисты националистических организаций также пытались не допустить в зал суда журналистов и членов НКО (впрочем, в отличие от "советской общественности" 1970-х они, возможно действовали не по инициативе "органов", а по своей собственной). Вопросы, задаваемые обвинением подсудимым и свидетелям "Почему Адам и Ева — нагие?", "Какому Богу была ваша молитва?", "Какой смысл вложен в изображенные на рисунке библейские цитаты?",касались их вероисповедания, свобода которого гарантирована Конституцией. Поэтому процесс над сотрудниками Сахаровского Центра все больше напоминал допрос в казематах инквизиции, а не заседание суда в европейском государстве. Подробнее о деле Музея и общественного центра им. Сахарова см. на сайте Музея и Центра |
Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.
Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.