Примечания

  1. Выражение "социальный маркетинг" (social marketing) подразумевает использование стандартных маркетинговых технологий, таких как PR-кампании, но не для достижения коммерческих или иных целей, а для продвижения социальных или в широком смысле политических/общественных идей/ ценностей, создания конструктивной альтернативы существующему положению вещей. На основании многочисленных исследований в разных частях света, мы можем утверждать, что технологии социального маркетинга являются высокоэффективными. Они позволяют проинформировать население о какой-либо проблеме и иногда даже добиться изменения общественного мнения, а порой и государственной политики.

    Несмотря на то, что на инициативы гражданского общества в России было потрачено более 1 млрд. долларов, мы не обладаем сведениями о каких-либо ранее предпринимавшихся попытках применения технологий социального маркетинга в сфере прав человека.

    К социальному маркетингу прибегали во многих странах для воздействия на общественное мнение или для того, чтобы добиться каких-либо политических изменений.

    Так, матери в США прибегали к социальному маркетингу, чтобы убедить людей не садиться за руль в нетрезвом состоянии и не позволять другим делать это. Активисты организаций, работающих в сфере здравоохранения, используют социальный маркетинг с целью побудить людей отказаться от курения, пройти маммографию, использовать противозачаточные средства. К социальному маркетингу прибегали и в ходе кампаний, направленных на преодоление различных поведенческих установок, в том числе предотвращение домашнего насилия, развращения несовершеннолетних, жестокости полиции. Аналогичные приемы использовались для того, чтобы преодолеть нежелание граждан голосовать… Подобные кампании обычно начинаются с пропаганды некоей положительной нормы (например, здорового образа жизни) или призывов запретить совершение каких-либо действий (например, использование "пиратской" продукции с помощью сети Интернет).

  2. Региональный опрос ВЦИОМа, проведенный в 2002 г.

  3. Чтобы убедиться, что изменения в умонастроениях жителей тех областей, в которых мы проводили свою кампанию, стали результатом нашей работы, а не были вызваны какими-то иными факторами, мы проанализировали данные социологических исследований не только в тех регионах, где нами проводились какие-либо мероприятия, но и в так называемых "тестовых регионах" (Свердловске, Калуге, Ставрополе), в которых мы не организовывали никаких акций. По завершении нашего проекта в этих регионах также были проведены контрольные социологические исследования.

    Сопоставление общественного мнения тестовых регионов с мнением населения регионов, в которых мы вели свою работу, является одним из критериев для оценки эффективности последней.

  4. Cара Е. Мендельсон и Теодор П. Гербер. Россияне, права человека и НПО: результаты исследования. Май 2002 г. Опубликовано в английской версии Интернет-СМИ "Кавказский Узел", http://kavkaz.memo.ru

  5. Сара Е. Мендельсон и Теодор П. Гербер. Граждане России о правах человека [Russians on Human Rights]. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 58. Март-апрель 2002 г., с. 26–31.

  6. Фокус-группы по этим сценариям проводились в Ростове 28 и 30 апреля 2004 года. Всего было проведено 13 фокус-групп — в Ростовской области, 8 фокус-групп — в Перми, 7 фокус-групп — в Рязани.

  7. Фокус-группы в Рязани были проведены:

    15 декабря 2003 г., 13–15 января 2004 г. (тестирование газеты); 13, 17–18 февраля 2004 г. (тестирование плакатов).

  8. Сара Е. Мендельсон и Теодор П. Гербер. Россияне, права человека и НПО: результаты исследования. Май 2002 г. Опубликовано в английской версии Интернет-СМИ "Кавказский Узел", http://kavkaz.memo.ru

  9. Там же.

  10. Роман Сивцов. Так сколько же? Новая Газета — Рязань. № 46 Р (921) 25 ноября 2003 г.

  11. Сара Е. Менделсон и Теодор П. Гербер. Общественный маркетинг в Пермской области: права детей. Осень 2004 г. Опубликовано в английской версии Интернет-СМИ "Кавказский Узел", http://kavkaz.memo.ru

  12. Там же.

  13. Сара Е. Мендельсон и Теодор П. Гербер. Общественный маркетинг в Ростовской области: права учащихся. Осень 2004 г. Опубликовано в английской версии Интернет-СМИ "Кавказский Узел", http://kavkaz.memo.ru

    (*) Данные в таблицах с точностью до 1–2 процентов

Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.

Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.