The Washington post
Прислушайтесь к россиянам!Слишком часто западные государственные деятели и политики хотели верить Путину и действовали так, словно демократия в России установлена. Этой весной в номере журнала "Foreign Affairs" за май-июнь Ричард Пайпс (Richard Pipes) из Гарвардского университета обратился к данным социологических опросов, чтобы доказать, что россиянам не нужна демократия. Невысказанный вывод его статьи состоит в том, что попытки развития и укрепления демократии в России — это пустая трата времени и денег. Незадолго до встречи Большой восьмерки российский Президент Владимир Путин также отверг необходимость иностранной помощи в развитии российской демократии, приведя, однако, иной довод. По его словам, у россиян уже есть демократия, а иностранная "помощь" служит лишь иностранным интересам. Серж Шмеман из "New York Times", пораженный сообщением об убийстве работавшего в Москве американского журналиста Пола Хлебникова, написал: "Когда власть попирает институты, являющиеся сердцем свободного общества, мы начинаем сомневаться (задаваться вопросом), сможем ли мы [помочь] и стоит ли помогать". Можем, стоит, должны... Вопрос состоит в том, как помогать. Мы согласны с Пайпсом — следует прислушаться к россиянам. И если мы это сделаем, прибегнув к представительным данным социологических опросов, то поймем, что среди россиян существует глубокий раскол в отношении к демократии. В 2002 и 2003 гг. мы задали более чем 10 000 респондентов вопрос: "С каким из утверждений Вы согласны больше всего? (1) Демократия всегда предпочтительна;
В обоих опросах от 34 до 36 процентов респондентов ответили, что иногда они предпочли бы авторитарное правление; от 30 до 31 процента всегда предпочитают демократию, а остальные — от 33 до 36 процентов — либо сказали, что им все равно, либо отказались отвечать. Другие ответы также подтверждают деление людей на три лагеря приблизительно равных размеров. В первом предпочитают авторитарное правление, во втором — демократию, а в третьем не определились с выбором. Если примерно 39 процентов опрошенных заявляют, что было бы хорошо, если бы государство контролировало содержание всех новостных сообщений СМИ, то 43 процента говорят, что это было бы плохо. В то же время 80 процентов заявляют, что было бы плохо, если бы власти закрыли телепрограмму лишь за то, что в ней критикуется их политика. Обратите внимание на тот факт, что 26 процентов опрошенных заявляют, что "определенно" или "возможно" проголосовали бы за Сталина, будь он сегодня среди кандидатов на президентский пост, а 19 процентов при этом сказали "вероятно нет". Это тревожный показатель, однако 40 процентов респондентов заявляют, что ни в коем случае не стали бы голосовать за Сталина, а 44 процента проголосовали бы за избрание Андрея Сахарова в парламент. Разумеется, нам следует испытывать беспокойство по поводу того, что каждый третий россиянин поддерживает авторитаризм. Авторитарный лагерь в большинстве своем одобряет неуклонно проводимую Путиным политику ограничения общественного пространства и демократических свобод. Однако наши данные противоречат огульному утверждению Пайпса о том, что россияне "отвергли демократические права" в пользу авторитаризма. Именно из-за раскола российской общественности мы все должны стремиться поддерживать лагерь демократических сил и убеждать тех, кто не определился и сомневается. Сотрудничество с десятками правозащитников в регионах России в течение последних двух лет убедило нас, что иностранная помощь имеет значение. Одна из форм поддержки обладает особым потенциалом укрепления гражданского общества — это финансирование так называемого "социального маркетинга" — "продажи" определенных идей относительно функционирования общества и кампаний по информированию общественности. Общественные деятели по всему миру используют данные формы работы для изменения и формирования настроений, знаний, политики и поведения. При этом используются различные приемы, включая обучение, убеждение и критику. Исследования и опросы по поводу того, что думает общество о таких проблемах, как превышение полномочий сотрудниками милиции, кризис военной системы, война в Чечне и крах системы здравоохранения, дают правозащитникам необходимую информацию для подготовки соответствующих обращений и для общения с людьми, до которых они пытаются достучаться. Кампании по информированию общественности помогают неправительственным организациям обращаться к людям на местах. Мы уже наблюдали такую тактику в действии. Используя полученные нами социологические данные, правозащитники из Рязани, небольшого города в нескольких часах езды от Москвы, недавно провели кампанию по Чечне, в результате которой федеральным властям было направлено 1 700 писем с подписями 2 , в которых излагается просьба предоставить информацию о стоимости чеченской войны. Убедительные плакаты привлекли внимание местного населения и местных СМИ. Несмотря на ограниченный масштаб кампании, ее успех говорит о действенности "социального маркетинга" в как инструмента привлечения единомышленников. Лагерь российских демократических сил слишком велик, чтобы сбрасывать его со счетов, но и слишком мал, чтобы почивать на лаврах. Западные страны и частные фонды обязаны усилить поддержку демократии и прав человека в России. Начать им следует с финансирования кампаний "социального маркетинга", которые будут способствовать усилению влияния неправительственных организаций. Слишком часто западные государственные деятели хотели верить Путину и вели себя так, словно демократия в России установлена. Именно этим можно объяснить недостаточный уровень финансирования усилий по укреплению демократии в последние годы. Это обстоятельство играло на руку тем силам в России, которые готовы уничтожить все права, которые еще остаются, и повышало риск для тех, кто выступает за демократию. Общественность России все еще можно склонить в свою сторону... Сегодня, более чем когда-либо, действия западных государств и фондов могут повлиять на то, какой из двух лагерей завершит дело преобразований в России. Об авторах: Теодор Гербер — профессор социологии в Университете Штата Висконсин в Мэдисоне (город).
Примечания:
|