Пермь
Кампания в Перми состояла из двух субпроектов: кампании по защите прав детей-сирот и общественной кампании по соблюдению прав детей в школах. В ходе кампании было проведено большое количество мероприятий. Одним из таких мероприятий стал, например, праздник для 340 патронатных семей, наши коллеги посетили все учреждения для детей-сирот — 14 детских домов и школ-интернатов, семь социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, дом ребенка, областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и два комплексных центра социального обслуживания. За период активного проведения кампании на "горячую телефонную линию" поступило 243 обращения по вопросам патронатного воспитания. Полученные в ходе проверок жалобы были проанализированы и переданы областным чиновникам и специалистам детских учреждений для детей-сирот. Мы всячески пропагандировали идею патронатного воспитания сирот, размещая соответствующие плакаты в муниципальном транспорте и на улицах города, транслируя 3 аудиоролика на каналах радиокомпаний "Т7" и "Авторадио ТВ", а также демонстрируя 3 видеоролика на канале "Рифей". Был проведен конкурс среди журналистов области, освещающих проблемы детей. В сотрудничестве с пермским телеканалом "Авторадио ТВ" (режиссер Анна Отмахова) был создан цикл из 4 телевизионных передач "Уроки вне расписания" (по 20 минут каждая), посвященный проблемам соблюдения прав детей в школах. После показа каждой передачи цикла в мае 2004 года количество обращений в органы исполнительной власти и жалоб родителей увеличивалось примерно на треть. Причем тема этих обращений, как правило, повторяла тему только что вышедшей в эфир передачи. Ее участники говорили о нарушениях права на образование, о психологическом или физическом насилии в образовательных учреждениях, и о том же говорили и писали родители школьников. Можно сделать вывод, что авторы цикла передач и выступившие в них правозащитники точно отразили реальную ситуацию с правами ребенка в школе. Вся продукция была протестирована, и в ней использовалась общая символика кампании. В средних школах и лицеях Пермской области был проведен мониторинг соблюдения прав человека. Проанализировав результаты мониторинга, наши коллеги провели семинар для учителей школ области. "Права ребенка: взаимодействие семьи и школы" и организовали трансляцию ток-шоу, в котором участвовали представители системы образования, правозащитных организаций, родители школьников.
В школах области был проведен конкурс сочинений среди старшеклассников "У меня есть права!". Было получено 364 сочинения от школьников из 12 городов и районов области. Кампания в Перми завершилась праздником (праздничные мероприятия продолжались весь день), посвященным "Дню ребенка" и декаде семьи, 1 июня в центральном городском парке и на улицах города. В празднике участвовали 800 детей из детских домов области и 400 воспитанников детских домов Перми. Работали бесплатные аттракционы, проходили концерты творческих коллективов, проводились викторины, конкурсы, дискотеки и другие мероприятия. Активную помощь в организации и проведении праздника оказала администрация области в лице вице-губернатора Татьяны Марголиной и профильных департаментов. Вице-губернатор утвердила согласованный с пермской группой реализации проекта план проведения праздника, что значительно облегчило подготовку такого масштабного мероприятия. Татьяна Марголина приняла участие не только в открытии праздника, но и в телемосте между городами Пермь—Кудымкар—Лысьва, на котором обсуждалась ситуация с правами детей и подростков в Пермской области. Кстати, телемост стал безвозмездным вкладом частных фирм в реализацию кампании. Приведем выдержки из некоторых сочинений, наиболее ярко отражающие гражданскую позицию учащихся.
Большинство представителей целевой группы, видя материалы кампании, начинали размышлять о проблемах детей. Вот результаты ответа на вопрос: "Хотели ли вы, чтобы для защиты прав детей было сделано больше, когда видели материалы "Я человек..."?11 Таблица 7
Таблица 8
В результате комбинированного использования рекламных щитов, календарей и программ по телевидению треть жителей Перми (34%) были так или иначе вовлечены в кампанию, и свыше 80% из них поняли ее цели. В Пермской области за пределами областного центра 19% знали о нашей акции. Судя по реакции респондентов в г. Перми, основная мысль кампании была донесена весьма успешно: 68% с готовностью соглашаются и 21% соглашаются с утверждением, что материалы кампании "Я человек…" пробуждают в них желание, чтобы для защиты прав детей делалось больше. Впечатляют и цифры по Пермской области (за пределами областного центра) и Свердловской области. Результаты кампании свидетельствуют, что значительная часть населения города и области знают о нашей кампаниии и поняли ее цели и задачи, поэтому кампанию в Перми следует считать успешной (см. таб. 8) (результаты соцопроса, проведенного Левада-Центром в 2004 году — Прим. ред.) 12. Нашу акцию, направленную на поддержку детей-сирот, их патронатных воспитателей, на соблюдение прав школьников и правовое просвещение детей и их родителей, активно поддержала администрация области. В несколько раз возросло (см. график 3) количество депутатов, знающих о проблемах детей-сирот, в т.ч. в их избирательном округе. В ноябре депутаты Законодательного соб-рания Пермской области приняли поправки к бюджету на 2004 год, позволяющие осуществлять финансирование патронатных семей не от "достигнутого" в предыдущем бюджетном году, а в связи с их реальными потребностями — для этого зарезервирован объем средств в оперативном фонде. В результате этой кампании мы смогли повлиять на чиновников Перми и Пермской области. Это показал опрос, проведенный в рамках исследования результатов проекта компанией Validata. Было опрошено 17 работников областной администрации, так или иначе соприкасавшихся в своей работе с проектом. Чиновники отметили, что акции были направлены на преодоление барьеров, существующих в обществе, и укоренившихся представлений о родительском авторитете, о ролях детей и взрослых, что дети — "маленькие" и "неразумные", а взрослые — "умные" и "главные" (см. график 4). О спецвыпуске газеты Пермского правозащитного центра "Личное дело", посвященном правам детей-сирот, вспомнили 15 респондентов. 12 из них дали положительные оценки данной акции. По их мнению, газета публиковала важную и актуальную информацию. По мнению респондентов, акция позволила многим жителям региона (в том числе и власть предержащим) "изменить свое сознание". Респонденты упоминают, что в результате кампании "был даже снят чиновник". Рекламные плакаты в общественном транспорте были столь же эффективны, как и спецвыпуск газеты "Личное дело". Серия телепрограмм "Уроки вне расписания" заинтересовали респондентов "необычными" нестандартными темами, которые были затронуты. Проблема ущемления детей учителями, по мнению опрошенных, нетрадиционная для обсуждения тема.
Проект в целом, по мнению респондентов, оказал положительное влияние на общественное сознание (16 респондентов). Лишь один респондент отметил, что в ходе акции не в полной мере были затронуты такие важные темы как "права ребенка в семье". Оценка эффективности отдельных акций одной из целевых групп кампании дана ниже (см.график 5). В ходе кампании были выявлены злоупотребления в системе поставок продовольствия в детские дома. Столкнувшись с осторожными жалобами персонала детских учреждений на "неполадки" в "системе тендеров" на поставки продуктов питания и лекарств, совет общественных инспекторов области провел специальное расследование. Были опрошены руководители детских домов г. Перми. Собранная информация об очевидных злоупотреблениях в ходе тендерных поставок была передана губернатору Пермской области и главе города Перми и опубликована в СМИ в виде открытого письма. Руководитель Комитета социальной защиты населения администрации Пермской области и один из его заместителей были уволены. Нас волновало положение патронатных семей и не всегда позитивное отношение общества к ним. Нам удалось добиться значительного улучшения отношения к этому общественному институту. Одним из наиболее значимых результатов нашей работы стал рост числа людей, желающих стать патронатными воспитателями детей-сирот. Их количество за время проведения кампании осенью 2003 года возросло более чем вдвое (на 115% — см. график 6): В городе и области было организовано большое количество мероприятий. Активное содержательное участие представителей властей региона позволило сделать кампанию не столько общественной, сколько общеобластной... Мы понимаем, что административная поддержка имеет и негативную сторону. Например, было проведено более 500 родительских собраний, где родителям объяснялись права учащихся и указывалось на необходимость их соблюдать. Но послать своих представителей на все 500 родительских собраний было невозможно. Поэтому мы не можем с уверенностью сказать, была ли суть кампании донесена до аудитории без каких-либо изменений. |
Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.
Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.