Ростовская областьЦелью нашей работы в Ростовской области было правовое просвещение молодежи. НПО Ростовской области, участвующие в нашем проекте, стремились научить ее отстаивать свои права. Наши юные сограждане часто считают, что "права человека" — это что-то очень скучное, и нам пришлось изрядно потрудиться, чтобы сделать наши акции и продукцию интересной для молодого поколения. Мы проводили акции "Совмести свои права с жизнью" (только в Новочеркасске прошло 59 театрализованных акций во всех учебных заведениях города и общегородское мероприятие в центральном городском парке). В Таганроге была организована игра "Молодежные дебаты по правам человека". В школах, вузах и библиотеках распространялась сувенирная продукция (футболки, закладки, календари), призванная привлечь внимание к нашей акции. Мы даже опубликовали несколько комиксов на правозащитные темы. В Новочеркасске наши коллеги создали мобильные бригады, которые посетили все 35 учебных заведений города. В 15–20-минутных выступлениях члены бригад разыгрывали сценки, в которых в стихотворной, легкой игровой форме рассказывали учащимся об их правах: на образование, на гражданство, на свободу передвижения, на личную жизнь и неприкосновенность; объясняли, почему важно знать свои права и куда можно обратиться за правовой помощью; раздавали информационные материалы (комиксы, календари-закладки, визитки). По окончании выступления со зрителями проводили конкурс — правовую викторину. Победителям викторин вручались призы — яркие оранжевые, синие, желтые и белые футболки с символикой кампании. В финале звучала специально подготовленная песня "Совмести свои права с жизнью!".
В результате в г. Новочеркасске беспокойство по поводу соблюдения закона, защищающего права детей, значительно выросло с 2003 по 2004 г.: в то время как в 2003 г. 68% опрошенных считали, что закон существует и что он исполняется, в 2004 г. число последних снизилось до 14%. Кампании "Совмести свои права с жизнью" и "Мы с правами на ты! А ты?" повысили общий уровень общественной обеспокоенности по поводу прав детей в Новочеркасске. Улучшилось и отношение жителей Новочеркасска к правозащитникам: за период с 2003 по 2004 г. доля респондентов, давших правозащитным организациям наивысшую или просто положительную оценку, выросла с 68% до 83% (данные соцопроса, проведенного Левада-Центром в 2004 году. — Прим. ред.)13. Были созданы юридические консультации, куда молодые люди, оказавшиеся в трудной ситуации, могли обращаться за советом. В период с 5 по 15 июля 2004 года в Новочеркасске компанией Validata был проведен телефонный опрос, в котором участвовали 197 респондентов (32% — юноши, 68% – девушки). Среди опрошенных почти 80% — школьники. В техникумах, училищах или колледжах учатся около 9% респондентов. Студенты ВУЗов представлены 6% опрошенных, остальные (8%) не учатся в данный момент нигде. Вот некоторые результаты кампании в этом регионе (см. таб. 9) (согласно данным соцопроса, проведенного компанией Validata в 2004 году). В курсе мероприятий в Новочеркасске, посвященных правам молодежи, были 85% опрошенных. Наиболее часто среди проводимых мероприятий называются театрализованные представления, проходившие в школах и концерт в парке культуры (их позитивно восприняли 74% опрошенных). Не менее заметным событием стали плакаты, размещенные в такси и автобусах — об этом помнили 88% респондентов. Радио-ролики на тему прав молодежи отметили соответственно 74% и 61% опрошенных. Телевизионные репортажи и "бегущая строка", посвященные работе общественных приемных, были позитивно оценены 58% и 53% респондентов соответственно. Таблица 9.
В Новочеркасске за время проведения кампании с сентября 2003 года по июль 2004 года 1135 молодых людей получили бесплатную юридическую помощь. Среди опрошенных больше половины (57%) помнят о том, какие лозунги сопровождали акции. Самым популярным оказался лозунг: "Я с правами на ты! А ты?". Его вспоминают 92% опрошенных. Большинство респондентов (89%) воспринимают этот лозунг как пропаганду защиты прав человека. Достаточно много молодых людей (78%) знают о существовании приемных, где проводятся бесплатные консультации по правам молодежи. Надо еще раз отметить, что главным адресатом кампании по правам молодежи, проведенной в Новочеркасске, была непосредственно молодежь. Молодые люди осознавали, что подобные мероприятия предназначены именно им — так ответили 95%. При этом участники имели в виду не абстрактную молодежь, а конкретно себя и своих друзей (89%). Для 85% опрошенных в Новочеркасске и 50% опрошенных в Ростове-на-Дону наша кампания стала источником новой и полезной информации. Интернет-СМИ "Кавказский Узел" оказывало информационную поддержку ростовской кампании. Материалы кампании были размещены на страницах "Кавказского узла" (http://kavkaz.memo.ru). Баннер проекта был показан сотням тысяч посетителей Интернет-издания. |
Данный материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, либо касается деятельности такой организации (по смыслу п. 6 ст. 2 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Государство обязывает нас называться иностранными агентами, при этом мы уверены, что наша работа по сохранению памяти о жертвах советского террора и защите прав и свобод человека выполняется в интересах России и ее народов.
Поддержать работу «Мемориала» вы можете через donate.memo.ru.